Горные лыжи в Швейцарии 18 февраля - 7 марта 2011 г. Стр. 5 |
Ночью было звездно, и с утра была отличная погода и солнце. Поехали в Италию. Мы выбрали путь вагонами через Кляйн Маттерхорн, но такая дорога оказалась очень длинной, плюс были большие очереди. Челнок из Таша, автобус, гондола до Фури, вагон на Трокенер Штиг (очередь), еще вагон на Кляйн Маттерхорн (ну очень большая и медленная очередь), и, наконец, в Червинию. Вообще, в нашем случае, с очередями на вагоны, лучше было поехать гондолой до конца, и потом двумя бугелями, хоть они и длиннющиеее …
В Италии пошли налево и, прокатившись по региону, скатились до Челяльто, где циклично покатались по отличной! пустой (до 3 чел. всего без нас)! и еще наполовину в вельвете (хотя время к полудню!) черно-красной трассе. Супер, при желании даже попрыгать можно! Параллельно этой трассе – удобное двукресло. Потом катнулись еще в районе Лаги Чиме Бьянке и ушли через Колле Супериоре на Валтурнанш. В целом, от этой, левой сверху, части Червинии осталось очень хорошее впечатление: широкие, отлично подготовленные, неразбитые и в середине дня склоны, малолюдно. Места для карвинга замечательные. В целом, мне здесь нравится даже больше Церматта. Ну и хорошее солнышко сегодня, видимо, тоже влияет на восприятие. Природа, может быть, чуть менее горно-пейзажна, хотя это еще не факт, и в любом случае тоже хороша. Дешевле здесь, к тому же: за 2 кофе в Челяльто взяли 3,70 фр., тогда как в Церматте за один 3,50-4,50 фр. Вообще-то тут расчеты в евро, но их не было, карты в кафе не брали, согласились взять франки.
К сожалению, пока поднимались на Колле Супериоре, вверху натянуло тучи, пошел снег и буквально за полчаса видимость занулилась совсем. Так спускались до Салетте, но после него прояснилось, снег остался вверху и стало видно, а потом ниже и просветы солнца. Тут тоже очень хорошо: трассы, подготовка, почти нет бугров. Причем, что редкость, спуск в Валтурнанш отличный: длинный, но широкий и крутой, а не узкий серпантин пологий. В общем, от Салетте я спускался с исключительным удовольствием. Однако, только приехали в Валтурнанш, как пора уже было и начинать возвращаться в Церматт. Поднялись обратно, наверху продолжал идти снег, и было по-прежнему облачно и темно.
Перевалили через Теодулпасс, после Трокенер Штиг опять облака/снег остались выше, и далее (как обычно, через Шварцзее к Фури) ехали под солнцем.
Опять оставили лыжи на ночь в локерах, автобус, челнок, ужин, спать. В баню на оставшиеся до 21.00 1,5 часа опять не пошли.
Опять катались в Червинии. Погода с утра солнце, позднее немного переменная облачность. Забрали лыжи из локеров и на гондоле до конца, потом два бугеля вверх – так действительно быстрее добираться в Италию при очереди на вагон от Трокенер Штиг. При подъеме на бугелях наверху было сильно холодно – и так -15, а т.н. температура «windchill» (субъективное ощущение холода на ветру) - минус 25. В Червинии с удовольствием погоняли по красно-синим района План Мезон – Теодулпасс. Отличная подготовка трасс, бугров практически нет. Запомнился крутизной черный кусок трассы от верха четырехкресла, ближайшего к Червино-Маттерхорну с итальянской стороны, оснежаемый и днем (работала пушка), итальянцы молодцы! Также, весьма хорошо было и на трехкреслах вверх от План Мезон – хороший карвинг. Вообще, дело субъективное, конечно, и везде бывает хорошо, но лично мне из альпийских стран, пожалуй, именно Италия как-то ближе всего, и кататься именно в Италии нравится больше всего.
Хотя Червиния-Валторнанш - на 2-3 дня все обкатать, и ехать туда, конечно, не более чем на неделю. Но на неделю хватит (спокойного катания, да плюс Церматт). Место – разнообразное, комфортное, и недорогое – все в 1,5-2 раза дешевле. Например, кофе у Лаги Чиме Бьянке сегодня опять был всего 1 евро (но, карты принимают не везде, при принятии франков могут использовать завышенный курс, - за тот кофе с меня взяли 2 фр., хотя в данном случае, наверное, такое сильное завышение было просто из-за сдачи, округление).
К 13-14 затянуло облаками и затемнело-заснежило, и вроде бы уже все в Червинии обкатали, т.ч. отправились на обед в Бреуль Червиния, остановившись на итальянском кафе Ски Д’Оро с видом на Червино-Маттерхорн. Полноценно на двоих (супы, пицца, кофе и десерты) 31.50 евро. Много и вкусно, объелись и засиделись, т.ч. вынуждены были потом бегом бежать на последний подъем гондолы на швейцарскую сторону, что в 15.30. Еле успели, запрыгнув в гондолу в 15.29. Спустились в Церматт, в т.ч. по открытой черной к Фури (сегодня бугры в конце дня несколько компенсировались только подсыпавшим снегом). Все таки, трассы швейцарской стороны заметно хуже итальянских по качеству, изредка камешки.
Лыжи в локеры, на автобусе на ж/д станцию. Погуляли по Церматту. Купил как сувенир часы– классику механику Тиссо 415 фр. (кварцевые в 1,5-2 раза дешевле), возврат tax free всего 19 фр. Кстати, видел их потом в Москве за абсолютно те же деньги. Но эти из Маттерхорн Бутик :) Также, по дороге прикупил (уже пора) и три местных винтажных постера – один 15 фр., и еще пара за 15 фр. По дороге домой купили масло и сахар в Авек на ж/д станции Таша, хорошо, что работает допоздна. Опять мало времени оставалось на баню, и опять не пошли.
По дороге фотографировал Таш. Ну сильно аутентичная деревня.
Также, снял и поезд-челнок/путь до Церматта и подъемников.
Солнечно, и хорошая погода. Хотя было несколько холодновато на скорости. Вообще, еще раз отмечу, что в наше время в среднем было не фонтан с солнцем и часто холодно. Очевидно, в Швейцарию, высокую страну, стоит все же ездить в марте.
В последний день решили пройтись по всем регионам Церматта слева направо, от Ротхорна до Кляйн Маттерхорн и Шварцзее. Забрали лыжи, покатались на черной Зуннеги-Патрульарве. Сегодня вся в буграх, плюс порядочно народа, кататься невозможно. В Италии при схожих условиях (крутяка, народа на трассе и т.п.) трассу оснеживали, а может быть, и ратрачили в течение дня. Горнерграт, и на Фури. Русская речь сегодня слышна постоянно. Бордеров относительно мало. Преобладают катающиеся старшего и очень старшего возраста (хотя на пухляк возрастная ситуация меняется, и часты широкие лыжи и фрирайд). Затем поднялись на Кляйн Маттерхорн (перекусывали в гондоле – довольно долго идет, и вполне успеваешь и сэндвич съесть, и чаю попить), и финальный спуск с верхней точки, Кляйн Маттерхорн, через Штафель. Кусочно карвинг, где возможно (нет бугров) и пусто. Но красиво тут, опять не могу не отметить.
Хотя в целом, прошедшее в Церматте катание вообще оценил бы как среднее/плоховатое – много народа, постоянно бугры, иногда даже камешки, много узких с контруклонами серпантинов. По катанию в регионах: Зуннега – часто плохо, Горнерграт – посредственно, Кляйн Маттерхорн и плато Роза еще терпимо. В Италии было лучше.