Горные лыжи в Швейцарии 18 февраля - 7 марта 2011 г. Стр. 4 |
Первый день катания в Церматте. Погода с утра сильно не ахти, так что поразмышлял, стоит ли ехать кататься, или так по Церматту пошляться, но в результате поехал, в надежде, что в горах погода еще и по вертикали меняется, и если даже внизу она совсем никакая, то в середине/вверху еще не факт. Риск стоимостью дня скипасса потом оправдался – кататься было можно, а временами погода была совсем даже и ничего.
Парковка ж/д станции Таша очень большая, подземная многоэтажная, и похожа на парковку приличного аэропорта, с большими тележками и т.п. Предполагается, что турист оставляет авто на парковке, грузит все на тележку, вместе с тележкой садится в поезд, и едет до Церматта, где на ж/д станции он должен тележку оставить, и, вероятно, стандартно взять такси (на привокзальной площади ждут электротакси, размером с газель, не очень дорогие, но и не дешевые), ну или его встречает транспорт отеля. Все это под флагом сохранения окружающей среды/чистого воздуха, хотя и о себе не забыли, - работа таксистами есть. Проезд Таш-Церматт и обратно стоил бы 16.80 фр., но здесь же в ж/д кассе взял скипасс, а в него поезд-челнок до Церматта включен. Скипасс такой на 6 дней стоил 420 фр., плюс доплата 40 фр. за один день катания в Червинии (и далее, по необходимости, столько же за каждый дополнительный день). Кассир сказала, что если на Италию планировать только 1 день, то так выгоднее, а если на Италию закладывать 2+ дня, то скипасс на Червинию может быть выгоднее купить там.
Начал кататься поздно, в 12.00-13.00 (отсыпался, не сразу поехал). Поднялся на Горнерграт на особой местной достопримечательности – горном поезде и ж/д Горнерграт Бан (40 мин), тоже интересно, хотя на любителя, а также обычного туриста (коих, впрочем, среди пассажиров было немного, в основном катающиеся). В местный высокогорный ресторанно-торгово-отельный комплекс не пошел, да и пофотографировать панорамы из-за погоды не получилось. В течение дня проглядывало солнце, но мало, иногда бывало и молоко, часто темновато из-за облачности, хотя посветлее, чем в предыдущие темные дни в Энгадине. Ушел на Хохтайл, и затем катал Ротхорн-Зуннегу и в конце немного Риффель-Горнерграт, со спуском в поселок через Фури. Переходы между регионами узкие неинтересные траверсы. Хотя на этих траверсах, если по лесу, то часты красивые деревья и камни, вообще бывает очень красиво. Порядочно, иногда много людей. Широких трасс мало, из всех прокатанных мне вообще понравилась только одна, возле кресла Патрульарве. По состоянию, трассы здесь пока однозначно похуже, чем в Санкт-Моритце. Что неожиданно, встречаются на трассах камешки, причем регулярно. В основном, мелочь, посыпавшаяся сбоку, но иногда и торчат. Очень часто соскоблено до льда, бугры. Потому что много узких трасс и идет много людей.
Вечером погулял по Церматту (лыжи бросил прямо на вокзальной площади, у «буфета»). Центральная улица Банхофштрассе (а больше ничего в Церматте и нет, - резиденции да отели), как водится, состоит из сувенирных и др. магазинов, баров и т.п. Очень все «туристично». Ножики, часы, открытки и т.п., очень много. Хотя, есть тут и большой ски-центр с хорошим выбором предложений по обучению, гид-туров и т.д. Но вообще, Церматт оставляет пока впечатление очень людного и специально интернационализированного курорта (на вокзале даже приветствие на паре десятков языков, в том числе «добро пожаловать»; заметно больше англо- и франкоговорящих, чем в Санкт-Моритце и его регионах), и, несмотря на электротакси и т.п. сохранение окружающей среды, впечатление остается какое-то индустриальное. Турмассовая креатура, машина турбизнеса.
Катал Шварцзее, и сначала и в конце Плато Роза/под ним. Днем наверху сплошной снег, видно плохо, только к концу дня распогодилось и даже проглянуло солнце. Пухляк, многие оффпистят на широких. Пухляка много и на всех хватает, но возможны камни – при оффписте подрал скользячку. Очень красиво в районе Шварцзее – Штафель: виды, камни/скалы, елки/сосны, лиственницы в снегу (хотя трассы тут никакие, точнее, прогулочные), но эта красота стоит длинного контруклона, который приходится каждый раз преодолевать после того. Скала Маттерхорна, конечно, тоже впечатляет. Под плато Роза, как и ранее на Горнерграте-Риффеле, обнаружилась особая «медленная» трасса, т.н. Slow Slope, для прогулочного, на минимальной скорости катания, типа, руки за спину и как по бульвару, созерцая виды и Маттерхорн. А что-то в этом есть. Катание под Плато Роза и в регионе Шварцзее представляется пока заметно поинтереснее, чем Зуннега и Горнерграт. Хотя и тут свои «прелести». По ходу дела почему-то решил забраться наверх плато двумя последовательными бугелями, и залез, но бугель оказался таким длиннющим, что проклял все, пока доехал, хотел все слезть. Километра 2-3+ тянется, наверное. А потом еще один, такого же размера. Вдоль них – длинный и с минимальным уклоном, практически горизонтальный, кусок. Хотя, для всего можно найти применение – например, здесь удобно отрабатывать катание на одной лыже. Народу порядочно, и в конце дня почти везде на уклонах серьезные бугры. В том числе на узкой черной трассе спуска в поселок, которая, вероятно, и все время в буграх, и т.о. интересна если только прямо с утра. Ну, попрыгал под конец.
Автобусы от подъемников/окончаний спусков в Церматте ходят хорошо, в часы пик очень часто. Выпив кофею в привокзальном буфете (кстати, 3.70, что дешевле обычного), чуть погулял еще по городку и закупился продуктами в местном в КООПе (рядом с ж/д станцией, напротив). Похоже, этот супермаркет работает и позже 18.30, стандартного времени закрытия других КООПов.
Отличная погода, солнце, хотя иногда чуть в дымке. Наверху, правда, -10-15, т.е. прохладно, но ветер слабый. В целом, сегодня мы поднялись на поезде на Горнерграт, спустились к Фури, на гондоле на Кляйн Маттерхорн, смотровая там, катание оттуда и по плато Роза, и в конце дня длинный спуск от Шварцзее через Штафель. Удивило, что на трассах Горнерграт-Фури почти с утра, в 10.00, уже нарыты большие бугры, причем народу вроде как немного. Готовят, что ли, плохо?
От слишком быстрого подъема по лестнице на смотровую на Кляйн Маттерхорн ощутил нехватку кислорода. Поторопился, недаром там знак «двигайтесь медленно». Конечно, со смотровой красивые виды на весь регион и горы.
Порядочно встречается сегодня русских. Кстати, и русский язык могут понимать, надо иметь в виду: вчера при спуске в Церматт в одном месте был не уверен, куда ехать, спросил проезжавшую мимо французскую семью, те подсказали, а в конце, когда я извинился за свой французский, дескать, преимущественно англоговорящий русский, то француз, тоже правда порывшись в памяти, выдал вполне русские слова «туда и туда». При спуске со смотровой сбоку красивые виды на ледник. Некоторые, хотя очень немногие, оффпистят по закрытой из-за трещин части ледника. Я не совался, к тому же, из-за обнаруженных вчерашних неслабых подиров скользячки вообще стал смирнее, за день всего только несколько раз рядом с трассами походил. Пухляк хорош.
Под конец дня, спустившись от Трокенер Штиг, перекусили супом и своим сэндвичем в Кейзе Штубе с красивым видом на Маттерхорн. Черную оттуда в Церматт уже закрыли, раньше остальных, и поднявшись к Шварцзее, мы опять проехали прекрасным прогулочным маршрутом через Штафель. Рядом с трассой приблизительно посредине пути до Фури - скамейка для медитации с вероятно идеальным видом на Маттерхорн и табличкой с парой легенд о происхождении скалы. Еще раз отмечу, что ущелье в районе Штафель, и вообще Церматт – очень красивое по природе место: сосны, осыпанные снегом, лиственницы, красивая порода гор и скалы.
Спустились до Фури и оттуда вниз на гондоле, проигнорировав на сей раз трассу, идущую от Фури до автобусов среди домиков верхней, «деревенской» части Церматта, узкую и обычно в конце дня разбитую. Эта верхняя часть Церматта, кстати, сильно похожа на Таш – традиционные местные темные деревянные срубы на столбах и/или каменном первом этаже. Возле автобусов, на нижней станции вагона/гондолы, оставили лыжи на хранение в стойках на улице (локерах) – очень удобно, 2 фр., всегда были свободные. В сочетании с частым поездом-челноком возможность оставить лыжи у подъемника опять же делает Таш очень хорошим местом дислокации. Некоторые, хотя и немногие, даже оставляют тут лыжи на ночь и без локера, совсем немногие – даже и г/л ботинки. От окончания спуска в центр, соответственно налегке, решили прогуляться пешком. Далековато все же, и несколько утомительно после дня катания, лучше впредь на автобусе. По дороге посмотрели кое-что из горнолыжного, часы и пр. сувениры. По г/л недешевое место, не дешевле Москвы, хотя выбор побогаче.
Домой и спать. Хотя изначально хотели пойти вечером в Таше в баню одного из отелей, Валлизерхоф, 10 фр., до 21.00, но получилось, что поздновато вернулись и отменили.