Горные лыжи в Швейцарии 18 февраля - 7 марта 2011 г. Стр. 2 |
Ходили с утра до завтрака в КООП в Цуоце (с 8.00 до 18.30, Вск. выходной, Сбт. до 18.00, - вероятно, это повсеместное расписание КООПов), 84,20 фр, накупили сыров и пр. Цуоц всего в 5-10 мин. пешком от нашего домика, что на ближнем к Цуоцу краю Мадулайна. Цуоц был бы получше Мадулайна как размещение: побольше немного, магазин и пр. атрибуты какого-то поселка есть. Есть прямо над Цуоцем и своя небольшая (но достаточно высокая, с парой кресел и несколькими бугелями) зона катания, для начинающих/ребенка вполне хватит.
Пока завтрак, перефотографировал жилье по ходу дела.
Решили поехать в Корвилью. Пришли на станцию Мадулайна. Станция маленькая, но интересная. В зале ожидания (комната 3*5 м) – книги, причем на нескольких языках. Дверь в зал ожидания автоматически блокируется на ночь. Вообще все автоматизировано, персонал станции отсутствует как таковой. Кстати, швейцарцы вообще особенно склонны к автоматизации: например, то ли здесь в супермаркете Цуоца утром, то ли позднее в Церматте/Таше также пронаблюдал полную автоматизацию, - понятно, что самостоятельно взвешивать фрукты-овощи с печатью наклейки в европейских магазинах есть дело обычное, но чтобы потом покупатель при расчете сам, без кассира, сканировал покупки, прокатывал свою карту и т.о. автоматически рассчитывался, такого я еще не видел. Правда, рядом есть и вариант живого кассира, если надо «по старинке». Рядом со ж/д станцией Мадулайна какие-то большие бочки, и в них живут! Хотя, видимо, не зимой все же - кемпинг такой. Поезд был не скоро (днем раз в час). Переместились на автобусную остановку рядом, решив поехать на автобусе, что был скорее. Пока ждали автобуса, прогулялся по центру Мадулайна, заглянув и в местную маленькую церковь. Я был в ней один, поднялся и к органу, но клавиши нажимать не стал. Центральная узкая и короткая улица старой части Мадулайна, вероятно, по расположению неизменна со средних веков – есть места, где проезд шириной в один автомобиль, причем впритирку. Поболтал с местным на остановке. Лыжи и т.п. у нас тут, говорит, не суть, главное – культура.
До Корвильи автобус идет 38 мин. Вещи оставили в прокате лыж на промежуточной станции поезда в Кантарелла, 4 фр. Начали кататься только около 13.30. Для начала, поехал на ледник. На Пиц Найр наверху занимательная статуя козла, смотрящего на городок/долину. Но спуск не очень интересный. Солнечно, ни облачка (так было и весь день), но сильно дует наверху и иногда порядочно в середине, метет. Склоны, соответственно, задутые, но спускаться можно, канты держат, хотя иногда на трассе переметы и сложно. Поспускался по черным трассам Фуоркла-Глюна-Трайс Флуорс, катание по которым в первый день наощупь было условным: несмотря на сдуваемый снег вполне ок, видимо, хорошая подготовка. Длинная черная от Трайс Флуорс была очень хороша. Спустился до Челерины (спуск никакой - обычная узкая трасса вниз в поселок), в гондоле наверх перекусил. В конце дня успел пару раз спуститься по черной справа от поезда (если см. сверху), интересна. Черная слева от поезда была закрыта, как и «олимпийская» трасса. В целом, хорошо сегодня, солнечно, но вверху дуло и вообще температура была низкая, поэтому было холодно временами, особенно наверху. Народу посредине, особенно на красно-синих трассах, много, но не слишком, кататься можно.
Забрал вещи, оставленные на хранение в Кантарелла, и спустился вниз. Посетили турофис (на сей раз основной, возле подъемника), купил пару постеров, автобус домой. Пиво-граппа по случаю 23 февраля.
Решили кататься в Корватше. Автобус от Мадулайна до Корватша идет час, и ходит раз в час. Добираться автобусом много удобнее – ж/д станции Корвильи/Корватша далеко от подъемников , и от ж/д станций еще автобусом ехать.
С утра до полудня было солнце, но потом натянуло облака, и опять темно и склон виден на 10-20 м, так что большую часть времени опять пришлось кататься наощупь. Вообще, это сюрприз или невезуха: при заявленных 350 солнечных дней в году у нас пока половина темная. Так что м.б. стоит сюда немного позднее приезжать. Но, в принципе, катабельно, и все открыто. Катался по всему региону, в т.ч. опять над Силсом. Наверху на леднике сильный ветер и холодно. Под конец дня пошел небольшой снежок. Пухляк опять насыпало, очень хороший, но оффпистить не стал из-за плохой читаемости рельефа в темноте. Конец дня катал «освещаемую» по схеме трассу, хотя света на ней, конечно, еще не было. По темноте хоть здесь как-то покарвинговать можно. Рюкзаки бросали наверху у подъемника.
Вообще, все регионы небольшие здесь, конечно. Мне пока что больше всего нравится Лагальб. И тянет на ледник в Дьяволецце. Хотя и так, локального, оффписта много. Кресла тут часто с автозакрыванием колпака/подножки, не нужно торопиться закрывать самому, хотя не все. Речь слышна почти всегда немецкая, иногда – итальянская, английская или французская редки. Несколько раз в день слышно русскую. Очевидно, многие здесь заняты другими зимними видами спорта,– хоккей, катки, керлинг, в транспорте и по дороге много людей с санками, особенно много – с беговыми лыжами (почти столько же, сколько горнолыжников/сноубордистов).
Катал Дьяволеццу (до обеда там светло, и было ничего). Дьяволецца была трудной – сильный ветер, переметы. В такую погоду вдохновляли только нижние части трасс, вверху не катание, а так, прохождение по необходимости. Немного передохнул от ветра с чаем/бутербродом в пустой комнате для перекусов (в здании нижней станции подъемника, на первом этаже). Ледниковый 10 км маршрут был закрыт, и хорошо, а то всё подмывало. В конце дня перебрались в Лагальб и пару раз успели катнуть и там. В Лагальбе сегодня тоже было сильно ветрено: на синих кусках вверху ветер останавливал, если не в стойке.
После катания поехали погулять в Санкт-Моритц, прямо с лыжами, и заодно и оставили лыжи, как и ботинки, до завтра на вокзале, в, соответственно, ручной и автоматической КХ. Очень удобно. Лыжи по 5 фр., «маленькая» ячейка АКХ (2 сумки с ботинками) 3 фр. на 24 часа. Отличная схема для отбытия завтрашним утром на Ледниковом Экспрессе в Церматт, - в результате в утро отъезда ехали из Мадулайна относительно налегке. В качестве ручной КХ выступает багажное отделение вокзала, вероятно, так везде/на многих швейцарских вокзалах.
Вечером гуляли по Санкт-Моритцу. На паре улиц десяток-другой-третий (не так уж много) элитных магазинов, малочисленные рестораны, из баров-пабов только один видели, на кругу, т.е. предложение общепита довольно скудное. Возможно, что-то и есть, но приотельное. Поглазеть на витрины хватило пары часов, а гулять по Санкт-Моритцу, в общем, нам показалось неинтересно.
Поездом вернулись обратно. Вечером сборы и финальная уборка. Мусор нам нужно было таскать выбрасывать аж на станцию, причем там с сортировкой по разным бакам, видов 5.
В целом, впечатление от Швейцарии после Санкт-Моритца и Энгадина пока типа «посмотреть можно, но своих денег не стоит».