Горные лыжи в Доломитах 16 февраля - 1 марта 2008 г. Стр. 1 |
Смысл данных страниц – изложить подробнее для тех, кого это интересует, и для себя, для памяти, подготовку и содержание горнолыжной поездки в Италию, Доломиты, в феврале 2008 г., а также разместить соответствующий фотоальбом. Нижеследующий текст почти целиком и некоторые фото опубликованы на сайте RASC по адресу http://www.rasc.ru/resorts/italy09.shtml
В Доломитах регион катания включает в себя 12 курортов. Однако, метаться не хотелось, и было решено выбрать самые главные из них: 4 долины, - Валь ди Фасса, Валь Гардена, Арабба/Мармолада, Альта Бадия, - находящиеся кольцом вокруг, и берущие начало от горного массива Группо Селла. Эти долины объединены подъемниками/спусками, кольцевым маршрутом Селла Ронда, т.е. из любой до любой можно добраться, не снимая лыж. Остальные же курорты в Доломитах были каждый на отшибе, и из них прочие были не так легко доступны, надо ехать. А главное, по интересности большая часть лучших трасс и склонов тоже приходилась на 4 долины, остальные курорты были, в основном, явно меньше и/или синее/зеленее. Однако, не мог не сделать исключение для Кортины Д’Ампеццо, и запланировал и ее тоже, хотя она и была в стороне. Все-таки, Кортина ...
Из четырех долин как место пребывания была выбрана Валь ди Фасса. Она представилась, как самая популярная и большая, имеющая много своих, долинных, интересных подрегионов катания. Удобно находится как раз между двух остальных интересных регионов кольца – Гардены и Араббы, (Альта Бадия позиционировалась как синяя/зеленая). Высокая населенность долины Фасса гарантировала большой жилой фонд и, соответственно, возможность недорого найти хорошее жилье.
Кроме того, если уж поездка в Италию, то встал вопрос о прикосновении и к негорнолыжному прекрасному. Обычно я езжу только кататься, и не трачу время на культурные ценности, но тут, в виде исключения, готов был дать слабину. Относительно, как представлялось, недалеко были Венеция и Верона, где я не бывал, и в план они были включены. Прочие города (Милан и др.) все же были отринуты из-за удаленности.
Итак, наконец сформировалась
Практически все получилось, подробнее см. Резюме в конце.
Но, если бы не Кортина/Венеция/Верона, то не факт, что схема «дешевый неудобный авиабилет + авто» была бы нам лучше, чем «нормальный авиарейс + ж/д». Постфактум, после всей суеты с машиной и затрат, по деньгам приблизительно одинаково вышло:
Кроме того, по результатам пришел к такому для себя выводу: отвлекаться на культурные ценности непосредственно в ходе катания неудобно (почти всегда ближайший культурный центр сильно не рядом с местом катания), лучше день отдыха проводить на месте. Но этих самых ценностей весьма хочется, особенно под конец. Что делать? А планировать на последний день, по дороге через какой-нибудь крупный еврогород, возможно, с ночевкой в оном. Поэтому перелет нормальным регуляром через крупный европейский город и ж/д потом может быть лучше. В нашем случае это мог бы быть Милан, где хотелось побывать, но при сложившейся нашей схеме не получилось.
Однако же мы, таким образом, однозначно вышли на аренду авто. Занимался этим я первый раз, и вообще не есть великий автомобилист, но заодно и систему немного изучил. Естественно, предполагалось, что чем больше авто, тем оно дешевле обойдется на нос. Здесь стало вырисовываться количество участников предполагаемой компании. Ориентировался на 5 чел., что представлялось удобно как для стандартного распространенного и поэтому недорогого авто, так и для самых, наверное, распространенных апартаментов из 2-х спален и гостиной (минивены на 6-8 мест, которые еще дешевле на нос, предполагали соответствующую компанию, но апартаменты на такое количество мест найти сложно, а двое апартаментов уже совсем другая история). Выбор категории авто (тип был очевиден как универсал) занял по неопытности много времени, и отражен здесь и здесь. Стало понятно, что нам нужна самая «большая» категория, и то будет хорошо, если влезем впятером.
Поначалу, не рассчитывая, что у «китов» проката будут лучшие цены, ориентировался на прокатчиков-дисконтеров типа Nova Car Hire, Economy Car Rentals, Easy Car и т.п., дающих на 20-30% ниже цены, но за счет фиксированности условий аренды (категории машины, сроков), аннуляции, условий страхования и т.п. Однако, затем обнаружилось, что у одного из «китов», Sixt Holiday Cars, в этом году замечательная акция «Ski Special», по которой бесплатно дается зимняя резина (вообще же она около 20% от стоимости аренды, обязательна для Австрии, через которую нам ехать). Вывод: и у «китов» бывают акции, впредь проверять. В результате забронировал в Sixt'е, самый большой универсал категории Station Wagen VW Passat/Ford Mondeo, ручная КПП, 631 Евро + 10 Евро возможность аннуляции, доп. водители включены. Заказал как доп. опцию цепи, решив по отчетам, что это необходимость для возможных снегопадов на перевалах, особенно в Кортину (что потом, при знакомстве с перевалами, подтвердилось: нужно, чтобы цепи были). Заказал и лыжный багажник, т.к. лыжи в нашем раскладе (универсал на пятерых) планировалось везти на крыше, но потом багажник купил в Москве, магнитный Gev Vento 5 на 5 пар, чтобы взять с собой (выяснилось, что в прокате бывают только магнитные багажники на 1-2 пары лыж, и то прокатчиками не гарантируется, что они будут в наличии, заранее гарантировать их нельзя; к тому же, как мне потом сказали в Sixt’е, разрешается ставить max 2 таких багажника на машину). Прихватил и полироль/тряпку – кто-то в форумах жаловался, что за потертости крыши магнитным багажником, элементарно устраняемые полиролью, с него потом прокат снял несколько сотен евро.
Забегая вперед: ехали мы в результате вчетвером, с лыжами в салоне. Но, после первого опыта, кое-что в моих взглядах изменилось. Теперь я думаю, что оптимальное число участников поездки с арендой авто все же 4 чел., а не 5. В любую пятиместную машину, в т.ч. самую большую, нормально (именно нормально) размещаются с лыжами и багажом не более 4 чел. Также, мой взятый лыжный багажник так и не применялся, но и здесь я тоже, особенно после урагана на обратном пути из Фассы в Мюнхен, несколько изменил свое мнение, и теперь, пожалуй, считаю, что все же на дальние расстояния по автобанам лыжи на багажнике возить неудобно, лучше в салоне (а это тоже – нормально 4 чел в пятиместном авто). Хотя в крайнем случае годится и на багажник, а в горах багажник вообще удобнее.
В ноябре было послано около 200 email’ов и запросов в частные апартаменты, отели *** и ниже, предлагающие, кроме комнат, и апартаменты, агентства. Как источник адресов, главную роль сыграли .pdf-каталоги жилья, которые можно найти на fassa.com. Полезен сайт fassappartamenti.it (именно такое написание), и запрос на нем (лучше по-итальянски). Можно еще посмотреть fassaweb.net, dolomitinetwork.com. Есть еще dolomitisuperski.com, canazei.org, dolomiti.org, infodolomiti.it, immobiliarecanazei.it, но эти были нерезультативными или вообще ничего там не было. В ответ на рассылку пришло 30-40 ответов «все занято» и приблизительно столько же вариантов. Стоимость апартаментов на 4-5 чел. была 900-1900 Евро за 2 недели, конечно, за 900 и т.п. предлагалось в других поселках долины, в Канацеи-Кампителло – 1400-1900. В результате выбрали апартаменты Виллетта Пордои в Канацеи, в 300 м от подъемника на Бельведере и в 500 м от wellness-центра. Две спальни, все кровати раздельные, гостиная-кухня, балкон с хорошим видом. 1480 Е. Или 21 Е/ч./день. Описание - http://www.dolomitinetwork.com/appartamenti/pordoi. Предоплата 33%, остальное по прибытии наличными. Белье включено, финальная уборка, по необходимости, 70 Е.
Маршрут путешествия
16.02-16.02.2008 Munich Airport Germany
16.02-01.03.2008 Canazei (TN) Italy Villetta Pordoi Tel. XXXX XXX XXX
01.03-01.03.2008 Munich Airport Germany
Получение виз прошло без проблем, итальянцы мне показались хорошими и деловыми, без заморочек, если что-то еще из документов потребуется – скажут, и можно будет без проблем донести. Есть только важнейший нюанс: очередь на подачу на виз (запись через колл-центр при посольстве) у них одна из самых длинных, на полмесяца-месяц вперед, а потом, если не успели записаться, ее никак не обойдешь, ни за какие деньги (опыт).
Автобаны – сказка, машин практически нет. Пересекли границу Германия-Австрия, купили на заправке виньетки 2*10 дней = 15,40 Е. Потом, кстати, обнаружили, что на стекле была старая, но еще несколько дней действующая, и мы могли бы купить только одну на 10 дней. Однако, поздний вылет дает о себе знать, - клонит в сон. Где-то в Австрии, попив двойного чайку на заправке, меняем водителя. Автобан не освещен, но катафотов по бокам вполне хватает, а вокруг Инсбрука появились еще и бегущие огни над катафотами на поворотах – очень удобно. Въехали в Италию. Свернув с автобана в сторону Гардены, с помощью указателей и Мишлена добираемся до серпантина. Серпантин на перевале нешуточный. Десятками идут короткие крутые, 150-180 град. повороты, с короткими (30-50 м) прямыми участками между ними. Все это с уклоном до 10-15 град. Редко, но было, что в конце поворота машина на второй передаче не тянула. Дорога две полосы, узкая и без разметки посередине, по бокам только. Однако, машин нет, что облегчает дело. Местами пропадают знаки номеров дорог, и идем по указателям населенных пунктов. Ориентировочно, серпантин занимает в этот раз около часа. Прибываем в Канацеи около 3 ночи. Долго ищем в квадрате 100*100 м наш домик – на домах нет номеров и названий улиц, ночной спящий поселок, - надо было точнее отметить для себя на карте. Однако нашли, постучали, вылез хозяйский парень Крис, взяли ключи, въехали. Отбой в 4.
Около 13.00 начали кататься на Бельведере, взяв полудневный местный скипасс. Снега средне, снегопада не было, видимо, не менее 1-2 недель. Но на широких трассах все нормально, и вообще все вокруг покрыто, только на скалах снега, естественно, нет. Подготовка склонов отличная, хотя к концу дня кое-где на крутых участках нарывают бугры и раскатывают до льда, но в среднем и во второй половине дня кататься нормально. При выходе за пределы трассы попадаешь на старый наст, так что оффпист, практически, невзможен. Около -2 град., ночью -8-10. Солнце и безоблачное небо, красивые скалы вокруг ... Наверху три неплохие, достаточно крутые трассы, хотя недлинные, спуск в деревню обычный узкий, местами с интересными перепадами, но в конце дня, естественно, на нем много народу и подраскатано, так что вечером насладиться трудно. Вверху в течение дня народ есть, но не сказать, что мешает, и очередей на подъемники нет.
Вечером, спустившись на лыжах в поселок, приобретен 12-ти дневный скипасс Dolomiti Super Ski за 343 Е. Единственный вариант со свободными днями 10 из 14, других не было, поэтому даже с учетом дня на планируемую в середине Венецию вариант 12-дневного скипасса представился оптимальнее. Скипасс беззалоговый, остался на память.
Уже тогда отметив черную Чиампиноя в Сельву Волькенштейн, - отличнейшая трасса, народу нет (а потому что в Селлу не входит, но по ней можно продолжать кольцо, и это лучше, чем по стандартному пути Ронды). На верхней станции кабины Danterceppies – хорошие скамейки позагорать и т.д., с красивым видом, при выходе из станции направо и направо. В конце дня, звершив кольцо, пошел по нему по второму кругу и опять приехал в Роделлу, где хорошо и вечером – трассы неразбиты, немного только мешало, что там рано падает тень.
Но, и здесь можно найти приключений: в одном из мест, где, сгруппировавшись и идя по прямой или длинными резаными дугами удалось развить мало-мальски приличную скорость, вылетел на бугор, прямо за которым, вне зоны видимости, раскинулся на снегу бордер. Слава богу, пролетел и приземлился я все же мимо него, но если бы попал, то думаю, были бы большие проблемы. Видимо, о лыжегражданке стоит призадуматься. Тем временем, однако, забрались мы весьма далеко от Ронды, и в результате влипли: не успели подъемниками/на лыжах вернуться в Канацеи (к 16.00 добрались только до С.-Кристины, а там уже «поезд ушел». Последний подземный через Кристину. Правильно в Кристине внизу подъемника Саслонг висело предупреждение: если вам в другую долину, то отсюда стартовать не позднее 15.30. Может быть, и успели бы (хотя не факт), если бы поехали из Альп Сюси не подъемниками, а автобусом до Монте Паны, но что-то не сообразили вовремя. Пришлось брать такси. Междудолинное (например, Санта-Кристина-Канацеи) такси стандартно стоит 60 Евро, в любом отеле его бесплатно для вас вызовут. После этого, забираясь в сторону от Селлы куда-либо, очень внимательно контролировали чтобы успеть по ней вернуться домой, и часто приходилось торопиться. Закрытие подъемников в 16.00-17.00, так что надо успевать добраться до последнего не позднее этого времени, а это может быть час-два, плюс в конце дня (как, кстати, и в самом начале) на некоторых подъемниках Селлы возможны небольшие очереди. Так что если забрались далеко, то начинать возвращаться приходится часто не позднее 14.00-15.00. Это, конечно, не очень удобно, и может быть, имея авто, стоит подъезжать к выбранному региону на авто, а не по Селле, но это тоже не пять минут, - такси ехало минут 30-40.
Вечером закупались продуктами в Famiglia Cooperativa недалеко от турофиса, это, по нашим наблюдениям, единственный большой продуктовый магазин в Канацеях (работает 8.00-19.15, Вск. выходной), остальные, в т.ч. DeSpar, маленькие и/или специалитетные. Выбор обычный, цены тоже. На сувениры много местных поделок по дереву. Вообще, регион позиционирует себя как традиционный альпийско-крестьянский. Нередки коровники. Один раз в Гардене пронаблюдали вообще удивительную картину. Внизу в деревне прямо перед отелем (а вокруг отели тоже) – куча навоза метра 3 высотой, в 10 м от окон номеров. Дух ядреный, конечно, вокруг, но, видать, для измученных урбанистической рафинированностью постояльцев он как бальзам на душу ... Экотуризм ...
Долго катались по черной, хотя короткой трассе и потом тоже долго по красной от кафе Forcelles. Региончик малюсенький, но приятный, народу немного, поэтому по черной и до конца дня можно нормально кататься. И в кафе упомянутом выше, приятно перекусить/позагорать. На обратном пути пару раз прокатились по длинной красной под кабиной Dantercepies: вначале нормальная, потом выполаживается, но скорость все равно можно набрать и приятно долго лететь по широкой трассе. Eghes. Комплекс состоит из бассейна 5*25 м, по человеку+ на дорожке почти всегда (в бассейн нужна шапочка, продается за 1,20), и ряда бань: сауна мест на 10-12, хаммам мест на 20 сидячих (лежать весьма неудобно), некая римская мест на 12. Народ был, но всегда было более-менее свободно. Дело вкуса, но мне больше всего понравилась римская, где я потом и проводил большую часть времени. 60-80 град., пар не влажный и не сухой, а какой-то средний, интересный интерьер. Только сидеть/лежать надо не менее часа. Есть еще пара маленьких на 2-3 места с ароматизированным ментолом/ромашкой влажным паром, джакузи 4*4 м. Абонемент на 3 посещения бань стоит 55 Евро, на большее число абонементов нет, работает половину дней недели до 20.00, другую половину – до 22.00.
По дороге циклично покатались на/под хорошей и пустой двукреселкой Федайя. Она покрывает большую часть первой, интересной половины спуска с Мармолады (вторая – синяя и неинтересная). Немного недобивает до верха (после нее вверх еще бугель, но до верхушки Мармолады и он не дотянут, и вообще не работал).
Потом все же поехали дальше довольно занудной второй половиной трассы и забрались на самый верх. Попрохладнее, дует немного, капюшон был нелишним. Смотровая площадка с описаниями окрестных гор. Трасса с Мармолады, в принципе, в первой половине неплохая, широкая и в меру крутая, но одна, и забираться на нее долго, поэтому больше одного раза забираться на самый верх не тянет. Хотя разок было интересно. Сверху видны австрийские Альпы ...
По дороге обратно еще раз с удовольствием покатались по неселларондовской Араббе. Под лучшим для этого и полюбившимся с тех пор креслом Portados (впрочем, еще хорошо использовать кабину Europa 1) - возможности оффписта и следы каких-то немаленьких зверей. Кстати, лесное зверье иногда можно наблюдать в регионе – раз видел в Канацеях прямо с балкона (наш домик был на краю леса) пробегающего то ли барсука, то ли кого-то подобного. Eghes.
Однако, приехали нормально и еще докатывали день в Бельведере, который хорош и в целом нераскатан и в конце дня (в Бельведере четырехкресло Sass Bece заканчивает в 17.00-17.15, одним из последних), а тут еще и облачность ушла. Вообще, Бельведере, пожалуй, единственный большой подрегион, где солнце есть весь день, с самого утра до самого вечера, и этим очень хорош. В Гардене и Араббе или с утра и/или вечером часты на трассах тень вообще или тени деревьев/скал, и это иногда немного мешает – не видно или при переходе света в тень, а в Бельведере и утром и вечером - отлично.