Home Топозеро на байдарке
14-25 июля 2010 г.

Стр. 1

Предварительно

Концептуально, хотелось сходить в Карелию на байдарке, не экстремально-приключенчески, но слиться с природой, посмотреть края и отдохнуть в тишине вдали от всего и всех. Одним из основных факторов выбора места (да и такой концепции) был тип имеющейся байдарки, - Ладога-2, скоростная байдарка для гладкой воды, - диктовавший большие пространства/переходы и нежелательность порогов и т.п., т.е. большое озеро (большими спокойными реками Карелия не отличается). Думал о маршруте с выходом в море, но в этот раз не получилось уложиться по срокам и пр. В результате было выбрано Топозеро – большое озеро в Северной Карелии, на Полярном круге. Приблизительно 80*30 км, третье-четвертое по величине среди карельских озер, привлекло мое внимание размером и ненаселенностью. Край, действительно, оказался очень безлюдным: люди за все время были встречены 3 раза, тургруппы, причем две из них – при выходе и в конечной точке. Время выбиралось как оптимальное по погоде/дождям, и был выбран июль, плюс смотрелся прогноз. Хотя, основное количество посещений озера приходится, как я понял, на конец июля и август, - ягодный сезон.

Карта и маршрут похода по Топозеру

Поездка

Дорога

Плацкарт Москва Окт. – ст. Лоухи, отправлением в 01.20, прибытием на следующий день в 04.00, стоимость 1600,50 р. Цены таксистов в некоторых подмосковных местах иногда вполне на уровне европейско-американских, - за 2 км. от места хранения байдарки (и точки старта) до платформы электрички 250 руб. ($9). Добираться затем парой электричек до Ленинградского вокзала было тяжеловато – мешал сломанный за пару дней до поездки мизинец на ноге, да и вообще нелегко с таким багажом. Но в принципе, возможно, и потихоньку доковылял. Как-то погрузился в поезд, и в этот раз с некоторой помощью соседей по поезду забросил байдарку на третью полку. Однако, на будущее еще более склонился к мысли, что байдарку лучше отправлять багажом. Мешает, правда, то, что для этого надо приезжать сдавать ее заранее, за день+ до отъезда (или с утра при вечерне-ночном поезде, и куковать тогда день на вокзале). Т.е. на вокзал приходится ехать с ней дополнительно, лишний раз, при отъезде не сдашь. Соседями по плацкартному купе оказалась семья из пары в возрасте и сына средних лет, едущая также на байдарочно-палаточный, свой ежегодный, отдых на о. Кереть. Дороге прошла вполне нормально, хотя в поезде было несколько жарко. В окно смотреть становится интересно только после Онеги и Петрозаводска.

15 июля

Весьма ранним (но светлым северным) утром, в 4 часа, поезд остановился на ст. Лоухи. Вообще, это одна из часто используемых туристами местных точек прибытия. Поэтому поезд встречала местная забросочная публика, на УАЗах-батонах с багажниками на крыше и т.п. вездеходных автосредствах, в количестве не менее 3-4 машин. Однако в моем случае цену они ломили немалую, 3000-3500+, и для меня одного неразумную. В ту же сторону никакая из нескольких тургрупп, прибывших моим поездом, не ехала (мне ехать надо было до п. Кестеньга, что на северном берегу Топозера, час-два). С другой стороны, заранее мной было разведано, что до Кестеньги ходит то ли автобус, то ли маршрутка, на которую я и рассчитывал. Из-за малого пассажиропотока на этом маршруте, однако, автобус/маршрутка ходит буквально раз в день, да и то м.б. и отменена. Однако, в моем случае таковая маршрутка должна была пойти около полудня, и по словам ее водителя, встреченного на станции утром, стоило бы это рублей 250-300. Ну может еще что-то за багаж. Однако, с 4 утра где-то к 10 я, после 6 часов пустого бездейственного торчания на станции, экономность несколько растерял, и был уже готов дать слабину, плюнуть на экономию, и заплатить и больше: хотелось скорей собраться да пойти уж. Плюс к тому, на станции в это время объявился и долго соблазнял меня один из местных на четверке, доставкой за 1700 за оба конца (т.е. туда + обратный трансфер при отъезде через 10 дней). И соблазнил. Как сильный плюс предложения было то, что приезжали мы прямо на удобный и без людей берег озера, а не в центр Кестеньги, откуда пришлось бы еще шлепать, да и собираться тогда на местном пляже/пристани, с возможным общением с местными (хотя, может, оно и не проблема, и вообще там хорошие люди, но я хотел людей избежать). Правда, предполагаю, и с водителем маршрутки можно было бы договориться насчет проехать чуть дальше, но это домысел. Пока ехали, я посмотрел на дорогу, весьма длинную, и местами порядочно разбитую, и по своей инициативе повысил оплату за трансфер с 1700 до 2000. Действительно, дорога дальняя и плохая. А водитель привез в хорошее стапельное место, причем постарался, и довез метров 500 от шоссе по лесной грунтовке, рискуя позадевать тягами, мостами и пр. за торчащие камни, практически до воды. Сотовый водителя сохранился, пишите, если кому надо.

Когда машина уехала, помню, как-то даже нахлынуло ощущение красоты вокруг. Сосны, камни, небольшой, но ровный, ветер, и тишина. Даже показалось чем-то похожим на красивые места в Альпах и вообще горах, – на высоте тоже часто так безмолвно-красиво. Это относительно небольшой залив возле Кестеньги, отделенный от озера длинным полуостровом Нячакка. С полудня до 9 вечера долгая сборка байдарки, установка в первый раз купленного (и доработанного перед поездкой) парусного вооружения, компоновка и укладка. Чехол байдарки, тележка в нос; рюкзак в синем гермомешке (маловата горловина, надо бы больше) и продукты в зеленом – в очко матроса; палатка в красном мешке, редконужное, спальник, одежда в желтом – в корму. Клизма за сиденьем капитана, дождевик за спину, спас за спину/на себя, фотоаппарат повесил на мидель, как в предыдущих поездках (гермоконверт мал). Комплект юбка+заглушка на очках вполне правильно, так и надо (на очке матроса для весел/стоянки заглушка, для паруса - юбка, через которую мачта). Комары иногда покусывают, но не сильно, Gardex их берет. По ходу дела перекусил наскоро тушенкой с макаронами на горелке, с костром возиться было некогда.

Топозеро; на самом деле это еще не озеро, а относительно небольшой залив возле Кестеньги, отделенный от озера длинным полуостровом Нячакка, который и виден впереди, озеро за ним; место сборки байдарки, которое, видимо, один из основных здешних стапелей, хотя сегодня никого не было Топозеро, вид залива от места сборки байдарки направо Топозеро, вид залива от места сборки байдарки налево Топозеро, вид залива и полуострова Нячакка от места сборки байдарки Топозеро; неспешно и тщательно, к концу дня байдарка собрана, впервые поставлены мачта и парус, снаряжение уложено, и все готово

Пошел. Сначала немного под парусом через залив напротив стапеля, затем весла вдоль полуострова Нячакка. Первый раз в жизни пил воду прямо из озера, зачерпнув рядом с бортом! Вода Топозера известна своей чистотой, и это правда, и вкусна! Выход в озеро и, опять подняв парус, довольно долгий переход в направлении г. Чуолманиеми (решил обходить озеро по часовой), через Лохгубу. Ветер и волна небольшие, но было очень интересно, под парусом, и одновременно довольно-таки боязно в большом пространстве холодной воды, далеко от берегов. Вообще, это очень опасно: вода сильно холодная, жизни в ней без гидрокостюма до получаса-часа, поэтому отходить далеко от берега, дальше чем на 2-3 км (а то и меньше, - кто сколько проплывет за полчаса), особенно в одиночку, смертельно опасно – большая вероятность не доплыть до берега. Поэтому я тогда, и в дальнейшем, был очень осторожен, и тщательно выбирал маршрут и выжидал погоду. Заедает грота-фал + его надо другой, толще. Плюс, может быть, что-то типа утки для него, возможно, на шпангоуте перед собой. Прибыл в 1-2 ночи. Пролив между коренным берегом г. Чуолманиеми и островком рядом, в отличие от карты, сейчас отсутствует, там песок, узкий перешеек, поросший уже сосенками. Глубокая ночь, но достаточно светло. Перетащил груз и байдарку на штевне метров 10-20 через перешеек, поставился, спать в 5.

Топозеро; сразу после первого перехода; парусного, ветер и волна небольшие, но было очень интересно, и местами боязно в пространстве холодной воды, далеко от берегов; узкий пролив у г. Чуолманиеми на самом деле сейчас отсутствует - занесен песком и даже зарос; глубокая ночь, но достаточно светло Топозеро; вид на пройденное в первый день, в направлении полуострова Нячакка и Кестеньги, от места высадки у г. Чуолманиеми Топозеро; вид бухты у г. Чуолманиеми направо от места высадки Топозеро; байдарка в месте высадки у г. Чуолманиеми Топозеро; панорама по прибытии бухты с другой от места высадки стороны узкого песчаного перешейка, который сейчас вместо пролива у г. Чуолманиеми Топозеро; первый вид бухты с другой от места высадки стороны узкого песчаного перешейка, который сейчас вместо пролива у г. Чуолманиеми; здесь тихо и ветра нет совсем; стоять решил здесь Топозеро; вид направо бухты стоянки у г. Чуолманиеми по прибытии Топозеро; вид налево бухты стоянки у г. Чуолманиеми по прибытии Топозеро; байдарка в бухте первой стоянки по прибытии; только что перетащена по песку, (10-20 м) от места высадки, на другую сторону перешейка, который сейчас вместо пролива у г. Чуолманиеми

16 июля

Целые сутки почти все время спал и практически не вылезал из палатки, с момента прибытия, утра 16 числа, до утра 17 числа. Большую часть этого времени был дождь (относительно небольшое время сильный, а так средний/слабый). Спалось обалденно: в нескольких метрах за порогом палатки тихое шуршание по песку небольшого прибоя (как на море, тихо только), плюс еще и шум дождя. Исключительно успокаивающе, умиротворяющее, и спать самое то. Несмотря на то, что особенно утром прибытия, да и потом, было очень холодно (я так думаю, градусов 8, или менее) – спальника (хороший мегатестовский синтепон) не хватало, и пришлось надеть всю имеющуюся одежду, и спать в ней. Вообще, в эту, северную, Карелию, действительно однозначно надо флис/полар с собой брать, и обязательно брать шерстяные носки и тонкий шерстяной спательный костюм – часто без него в спальнике м.б. холодно. Фонарик здесь в это время года не нужен – ночи светлые. Также, лопатка тоже не нужна – или песок (копается веслом), или мох (м.б. с применением ножа). За сутки ветер изменился на противоположный, но он по-прежнему несильный.

17 июля

С утра было пасмурно, но дождя уже не было. Проснулся около 9-10, пофотографировал место, где стою.

Топозеро; первая стоянка, у г. Чулманиеми; справа видны очаг, стол-скамейки и пр. - стоянка хорошо оборудована и нередко используется тургруппами, идущими по восточному берегу озера; неподалеку были также остатки походной бани Топозеро; мои палатка и байдарка на стоянке у г. Чулманиеми Топозеро; вид направо бухты стоянки у г. Чуолманиеми Топозеро; вид налево бухты стоянки у г. Чуолманиеми; моя палатка, стоянка, и правее остатки походной бани; за день с ночи прибытия ветер изменился на противоположный, и в бухте стоянки сейчас ветренно Топозеро; ближняя к Кестеньге сторона перешейка, который сейчас вместо пролива у г. Чуолманиеми, и вид этой бухты налево; именно сюда первоначально подходил и высаживался; сейчас здесь, в отличие от момента прибытия, из-за изменения ветра тишь да гладь Топозеро; перешеек, который сейчас вместо пролива у г. Чуолманиеми, правая оконечность бухты со стороны Кестеньги Топозеро; вид от места стоянки у г. Чуолманиеми на озеро и о. Ледманшуари

Какое-то время собирался. Под конец сборов в бухту с озера подошли ребята на катамаране, тоже москвичи, - двое парней и девушка. Они завершали поход и торопились выйти на место разборки судна и т.д. Перекинулись парой слов, я уходил, и они встали на этой, бывшей моей, хорошо оборудованной стоянке (стол-скамейки, очаг, остатки походной бани; в целом, по восточному берегу встречаются очень хорошо оборудованные, при этом чистые, такие стоянки). Ну, а я пошел дальше, около 15-16. Проходя пролив у о. Нергас, встретил идущую навстречу, также на выход из озера, большую группу из Украины – байдарки, надувнушки (в т.ч. на моторе), человек 10, в т.ч. дети. Ребята на катамаране говорили, что тоже их встречали, и что те большие затейники – ходят с бензопилами (несколькими, благоустраивают стоянки; молодцы), мясорубкой (рыбные котлеты делать) :) и т.д. Перекинулся на ходу с ними парой слов, и дальше через губу Ламбаш. Губа большая, но аккуратно можно было и поперек. На обед причалил в бухту у г. Ваннегвара с подветренной стороны – белый песок, топляк, камни. Дров тут везде изобилие, а здесь есть и очаг, т.ч. варил на костре.

Топозеро; каменистый материковый берег при подходе к о. Нергас Топозеро; южная оконечность о. Нергас со стороны пролива Топозеро; взгляд назад - пролив у о. Нергас в направлении на север; правый материковый берег каменист (хотя встречаются плоские камни пригодные даже для стоянки); левый, островной берег для стоянки лучше - есть песчаные бухточки; вдали гора Чуолманиеми, откуда я иду Топозеро; на выходе к югу из пролива у о. Нергас Топозеро; прибытие в бухту у г. Ваннегвара, ставшую местом обеда Топозеро; правый берег бухты у г. Ваннегвара Топозеро; очень прозрачная вода в бухте у г. Ваннегвара Топозеро; бухта у г. Ваннегвара, где высадился для обеда Топозеро; бухта у г. Ваннегвара, и ее левая оконечность; в озере очень прозрачная вода; на дне иногда топляк и камни, но обточенные, т.ч. порезаться опасность не очень велика Топозеро; бухта у г. Ваннегвара; на правом мысу бухты следы стоянок и очаг; готовится мой обед Топозеро; на правом мысу бухты у г. Ваннегвара, вид от места привала вглубь мыса и леса

Около полуночи пошел вокруг мыса, - волна средняя, без барашков, но ветер встречный. Прошел чуть вглубь и далее поперек губы Большая – долго и трудно греб против ветра. С весел льет, да и так иногда брызгает, т.ч. пришлось на ходу надеть дождевик, опробовав его впервые. Оный из-за недостатка денег/времени на покупку нормального снаряжения выполнял в данном походе функцию подобия сухого гидрокостюма: обычный дождевик грибника (неплохого исполнения, впрочем) с капюшоном и самостоятельно изображенными манжетами на рукавах, из наклеенных застежек-липучек. Вообще, дождь и мокро бывало часто, но дождевик в целом показал себя довольно неплохо для защиты сверху (снизу была юбка) – было сухо. Хотя, конечно, надо что-нибудь нормальное. Наконец, дошел до мыса Парпачуниеми, где и встал на стоянку в бухте с подветренной стороны. Пришел туда в 2-3 ночи, костер-чай, и спать в 5-6.

Топозеро; в заливе на м. Парпачуниеми после прибытия ночью; прекрасно защищенный от ветров узкий залив, выбранный для стоянки

18 июля

Проснулся в 14-15. С утра немного позагорал и покупался. Вода холодная, долго не поплаваешь, скорее можно окунуться только. Здесь очень-очень тихо (только за мысом волна чуть шумит) и очень красиво. То, что нужно как отдых в спокойствии. На прибойном песке следы, как бы не волка? Погода изменилась и стала хорошей – солнце, иногда через пелену, ветер небольшой. Завтрак на костре (горелка немного травит – запах газа в рюкзаке).

Топозеро; дневной вид из бухты на озеро и берега бухты от места стоянки на м. Парпачуниеми Топозеро; стоянка и левый берег бухты на м. Парпачуниеми Топозеро; правый берег бухты от места стоянки на м. Парпачуниеми Топозеро; сосны, небо и дым костра на стоянке на м. Парпачуниеми Топозеро; вид в глубину берега и леса от стоянки на м. Парпачуниеми Топозеро; камни в воде в месте стоянки на м. Парпачуниеми; разноцветные и гладкие-окатанные; купаться здесь было здорово, хотя вода холодная и залезть можно только очень ненадолго Топозеро; стоянка и правый берег бухты на м. Парпачуниеми Топозеро; вид налево и в глубину левого мыса бухты стоянки на м. Парпачуниеми (собственно, вид от стоянки поперек м. Парпачуниеми); за возвышением озеро, и было издалека слышно как там на камнях шумит сильный прибой, в бухте же стоянки все было спокойно

Пошел дальше около 19.30. Обогнул пару мысов, на втором съел пряник, и потом долго (несколько часов) и трудно шел Нильмагубой. При выходе в губу погода ухудшилась: натянуло облака, пошел дождь и начался порядочный ветер. Поэтому и пришлось идти губой, а не через озеро на о. Нильмашари, как была мысль первоначально, и на что был большой соблазн. Но, все правильно сделал, потому что вскоре по выходу в губу ветер усилился (если бы пошел на Нильмашари, то он был бы встречным, а там километра 4) и дождь. Хотя дождевик и пр. выдержали испытание – все сухо. В глубине губы к радостям гребли под ночным дождем и встречным ветром прибавились еще и мели из камней, которые приходилось обходить довольно далеко от берега. Под конец порядочно вымотался, и найдя наконец мало-мальски подходящее для стоянки место (которых по пути было немного, по крайней мере я не видел), встал на пляже небольшом, окруженном камнями. Погода к тому времени немного улучшилась, и дождь перестал. Поставившись и съев курицу с рисом, приготовленную на горелке, спать часов в 5. Переход в тот день, точнее, ночь, запомнились огромностью Нильмагубы и ночным продиранием против ветра в дождь.

Топозеро; Нильмагуба; улучшение погоды под конец трудного ночного перехода в дождь и ветер

Дальше

Стр. 1 2 3 4 5


Hosted by uCoz