Вокруг Тарханкута на байдарке 3-17 августа 2010 г. Стр. 1 |
Межводное в этот раз не подходило, и к тому же хотелось чего-нибудь нетривиального. Было принято такое решение: вокруг Тарханкута на байдарке.
На самом деле, это представлялось весьма заманчивым: места как раз известны своими красивыми обрывами, т.е. именно границей берег-море, и пограничной деятельностью – понырять там, крабы-рыбки и т.п. А при походе на байдарке как раз идеальный обзор этих красивых скал, выбор с воды лучших мест, и вообще по морю на байдарке было интересно (аккуратно, конечно, судно все же не морское). К тому же байдарка моя, Ладога-2, по типу близка к так называемому классу seayak, и рассчитана не на пороги, а на большие переходы и пространства относительно гладкой воды – большие озера и реки, в некоторой степени море. Хотя формально по ТТХ не предназначена для соленой воды.
При подготовке использовались отчеты заочно (но глубоко) уважаемого мною Алексея Шматова (http://parusa.narod.ru/go/2003/shmatov/index.htm и др.). Однако, в отличие от него, мы не имели встреч и проблем с пограничниками. Этот вопрос живо занимал меня при подготовке, и по прибытии на побережье я спрашивал об этой опасности местных таксистов. Действительно, проблема может иметь место, потому что формально погранзона и могут тормознуть, а то и шкуру порезать (байдарки). Но, если идти аккуратно недалеко от берега, и особо не светиться, то значительная вероятность, что все обойдется, как и было в нашем случае. И даже радар якобы может не обнаружить маленькую лодку. Кроме того, наш маршрут был намного короче маршрута Алексея Шматова. Таксисты нам говорили, что за Атлешем после Окунёвки другая застава, те позлее, но мы туда не собирались.
Удивительно, но не смог перед отъездом в Москве найти и купить подходящую бумажную карту Тарханкута. Были приличные карты Крыма, но без него, или грубые и пр. Схема похода:
Ну здравствуй, знакомый вокзал. Давненько не виделись. А троллейбусная станция всё такая же, и троллейбусы все ходят :) Автобус на Межводное, едем до Черноморского. Автобусные билеты 35 грн./чел + всего 3,5 грн. наш багаж ($1 = 7-8 грн). А он у нас очень объемистый и тяжелый. Т.е недорого. Но грузиться с объемным багажом надо обязательно в первых рядах, - багажные камеры автобусов типа Богдан и т.п., преобладающих здесь, невелики, и места запросто может не хватить. Дорога 4,5 часа, через Евпаторию, где на автовокзале на полчаса остановились дозаправиться/размять ноги. В Черноморском на стоянке такси договорились насчет авто за 150 грн ($20) до места, и вот мы, на 41 Москвиче опытного в здешней географии сына одного из таксистов, едем на море. Отец по дороге вдоль берега по балкам не повез – там частенько торчат из земли камни, и присутствуют другие прелести бездорожья, т.ч. если не знать маршрут хорошо, то стандартное авто можно повредить. Мы попросили отвезти нас в ближайшую к Черноморскому балку.
По дороге тормознулись в магазине – закупили воды, вина (о Мускатель! трех видов, и т.д.) и др. по мелочи. Купленные в Москве мягкие канистры для воды оказались впоследствии невостребованы - воду удобнее возить в собственных водных больших пластиковых баллонах.
На первую стоянку решили встать в балке Рапанья (она вторая по счету от Черноморского, в первой, в которую приехали вначале, показалось все же много народу).
В темноте с фонарем наскоро поставились, несколько в отдалении от основной массы палаток, на бугре. Конечно, полезли сразу же, хоть и ночью, и в незнакомом месте, купаться :) Купалось хорошо :)
Под скальной стенкой в нескольких сотнях метров левее, кому посчастливилось, видел синюю птицу :)
Хотя и постоянно вспоминая, что пора бы в путь, акклиматизировались и смогли отправиться мы только на пятый день. То я неспешно собирал/компоновал байдарку пару дней, то пару дней был порядочный ветер, с вариантом перейти на отбойный, и выходить казалось опасно. А скорее, просто отдыхали.
Естественно, старались держаться ближе к берегу. Однако, здесь часты подводные скалы, изредка даже на значительном расстоянии от берега, о которые легко порезать шкуру, поэтому шли, в основном, в 50-100 м от кромки прибоя, иногда мористее, но там уже были барашки, и далеко отходить было нельзя. Ветер порядочный (попутный и немного прибойный), волна средняя. Полметра-метр, наверное. Конечно, заметно выше паспортных для нашей байдарки 35 см. Но заливало выше фартука сильно только несколько раз. Однако, мы не даром герметизировались (юбки), так что внутрь попало немного. В основном, старался держать байдарку лагом к волне – это самое безопасное, - на большую волну байдарка потихоньку вползает и так же потихоньку спускается. Если ставить ее поперек волны, то на гребне все же получается порядочная нагрузка на набор, плюс обдает волной с кормы/с носа в нижней точке между гребнями. Даже бортом к волне лучше, чем поперек, хотя надо балансировать. Но еще лучше, надо стараться все время держаться лагом. Ветер весьма сильный. В какой-то момент мы перестали грести, делая фото, но вдруг обнаружили, что нас вполне нормально несет ветром в парусящие весла/корпус/спины. Так и пошли дальше, причем скорость была довольно приличная, больше даже и не надо было, чтобы успеть посмотреть/пофотографировать берег. Против ветра идти нереально: разворачиваясь под солнце для фото, а позднее и пройдя против ветра несколько десятков метров, мы это однозначно поняли. Идти же против ветра пришлось, когда по пути вскоре после выхода пришлись вышки рыбаков и сети между ними – пришлось обходить эти сети морем, довольно далеко от берега. В принципе, можно было бы пройти над сетью, но по вышкам бегали рыбаки и кричали «здесь нельзя, здесь рыба ходит, обходите», так что не стал, обошли сети морем. Хотя ветер навстречу – полное напряжение всех сил.
Прошли Большой и Малый Костель, останки сухогруза «Сириус», начался Джангуль. С берега машут, приветствуют, иногда жестами «давайте к нам». Спасибо, друзья, но нам дальше.
Хотя пора и выбирать место для стоянки. Вообще-то, постоять там в одиночестве у моря негде. В балках и паре встреченных расселин с доступом с суши был, естественно народ. Площадку прямо у воды, т.е. из серии намытых пляжиков, достаточно больших для стоянки, при этом недоступных с суши, мы видели только одну. Не исключаю, что где-то можно было бы встать на камнях под скалой, но это точно был бы неровный пятачок метр на метр, опасный камнепадами/оползнями. И непонятно, куда вытаскивать байдарку. В результате встали на этой первой подходящей (как выяснилось потом, и единственной) встреченной площадке. Находится недалеко от «второй балки на Джангуле», но из нее посуху на этот пляжик не пройти, хотя проплыть можно, и недалеко, 50-100 м. Пляж – окатанная крупная белая известняковая галька. Стенка над пляжем тоже белая, т.е. белое все. В сочетании с прозрачной водой – сказка. Вечером, когда стенка остывала после дневной жары, по ней иногда потихоньку струился песочек, поэтому старался быть осторожным. Оползень может быть реальным. Но альтернатив не было, плюс поставить палатку я постарался все же подальше от стенки (хотя тут и нешироко). Галька уходит и под воду, хотя встречаются при подходе к берегу и острые камни-рифы, так что разгружались на воде. Непросто ходить/вытаскивать байдарку даже и по этой гальке, если босиком.
Поставить нашу палатку двускатку с растяжками на колышках на крупной гальке пляжа было несколько нетривиально, но поставился, привязав растяжки к крупным камням допшнурами, придавленными другими камнями. Стояла потом хорошо (а ветерок бывал). Лежать/спать в палатке, несмотря на гальку, тоже было вполне нормально, при одном слое пенки 10 мм. Галька под пенкой, правда, была при постановке тщательно выровнена/утрамбована/крупная откинута.