Home Горные лыжи в Швейцарии
18 февраля - 7 марта 2011 г.

Стр. 1

Нижеследующий текст и некоторые фото опубликованы на SKI.RU по адресу http://www.ski.ru/static/181/2_36825.html. Многие фото и текст опубликованы на ALPINDUSTRIA.RU по адресу http://alpindustria.ru/papers/2942.html.

Смысл текста. Вообще, конечно, Швейцария, Санкт-Моритц и Церматт в моих описаниях не нуждаются. Все давно известно и описано. Также, давно известно, что там кататься, в среднем, неплохо, но дорого, нетрудно найти сравнимое дешевле. Тем не менее, есть и всегда будет категория людей (к которой принадлежим и мы), кто все равно туда поедет, самим посмотреть и обкатать. Вот для них может и пригодится. Образцом оптимальности организации/бюджетности поездка служить вряд ли может, хотя какие-то моменты м.б. и полезны при организации недорогой обзорной поездки (например, наше жилье в Таше). Вообще, текст есть, скорее, впечатления для памяти, плюс чуть полезного.

Подготовка

Концепция

Концептуально, нам хотелось углубленнее познакомиться со страной Швейцарией. В первую очередь покататься в признанно аутентичных местах, желательно старейших и таким образом показательных, причем по неделе в паре мест в разных частях страны (поездка, как обычно, планировалась двухнедельной), во вторую – прокатиться и по самой стране. В осмотр было решено включить и пару городов, в начале и в конце, и какую-нибудь обзорную поездку по местности.

Место, время

После анализа справочников и т.д., план был разработан такой: Цюрих (потому что самолеты туда летают, и вроде бы как город главный), Санкт-Моритц с близлежащими регионами долины Энгадин на неделю, Церматт (+Червиния) на неделю, Берн (столица, и вообще был выбран вторым по интересности для нас городом). Энгадин и Церматт находятся друг от друга, практически, через всю страну, точнее через всю ее горную южную часть, и в схему отлично ложилась поездка из Санкт-Моритца в Церматт, как обзор этой самой горной части, на так называемом Ледниковом Экспрессе – специальном экскурсионно-туристическом поезде с обзорными панорамными окнами и т.д. На города было решено отвести по 1-2 дня на каждый. Время выбиралось, как обычно, высокий сезон, конец февраля-март, причем хотелось больше в март (страна высокая), но из-за ограничений по работе окончание поездки получилось не позднее первой недели марта.

Обстоятельства только в октябре сделали поездку вообще возможной, соответственно занимался я подготовкой в ноябре-декабре, что было сильно поздно. Надо все делать раньше.

Перелет

Первым делом были взяты авиабилеты в ЭйрБерлине Москва-Цюрих-Москва. Альтернативой было ждать распродаж Аэрофлот/Свисс Эйр и др., но там, во-первых, была большая вероятность попасть только на билеты неудобных по дням недели/времени рейсов, во-вторых, ожидая, мы теряли время и упускали варианты по жилью (которые меж тем разбирались), и в-третьих, ЭйрБерлин предлагал вполне хорошие, сравнимые, цены. Плюс, лыжи в Цюрих ЭйрБерлин, как обычно, гарантированно вез бесплатно (регистрировать только их надо заранее). Билеты мы взяли за 237,90Е, включая сборы и пр., или около 9500 руб. При этом, мы выбрали не самые дешевые, тогда были на те же дни другие рейсы на пару десятков евро дешевле (а в сентябре и ранее было еще дешевле, и наши были по 170-180). Решив, что на каждый из городов по одной ночи плюс примыкающие дни достаточно, взяли билеты, соответственно, на Птн. туда и на Вск. оттуда. В общем, правильно, - больше времени ни на Цюрих, ни на Берн нам и не надо было. На шоппинг если только, который в Берне не удался, т.к. попали на Вск., но на самом деле и это можно было бы успеть, если бы приехали в Берн в субботу пораньше, могли. Рейс туда все же вышел неудобным, с вечерним прилетом, - это ЭйрБерлин, - но порешил, что сойдет: зато, сняв недорого отель, можно смотреть город прямо с утра. Обратно рейс был с нужным вечерним вылетом: посмотрим днем Берн, вечером на поезде до Цюриха и оттуда в Москву. Перелеты были перекладные, через Берлин-Тегель, причем с относительно короткой пересадкой, около полутора часов, что несколько тревожило, но пара звонков в ЭйрБерлин успокоили, что успеем. Поездка, соответственно, вышла длинная, с 18/02 по 06-07/03 – 17-18 дней.

Везде далее расходы даны в швейцарских франках. На период подготовки/поездки курс швейцарского франка с высокой точностью был равен курсу американского доллара, около 31 руб. на тот момент, так что можно воспринимать цифры и как долларовые.

Трансферы, транспорт

Швейцария – страна для поездок не на автомобиле, естественным решением является ж/д и др. общественный транспорт. Для местного транспорта решено было использовать швейцарские проездные семейства Свисс Пасс/Тикет, годные на практически весь транспорт, включая ж/д, автобусы, водный и пр., www.swisstravelsystem.ch. Это было выгодно, особенно с учетом Ледникового Экспресса и вообще наших перемещений: один только Экспресс стоил бы около 130 фр., да и кроме него мы ехали кольцом по всей стране, плюс перемещения в/из аэропорта, был возможен гортранспорт и др. А наш вариант этих проездных (есть еще несколько удобных), 4-х-дневный проездной Свисс Флекси Пасс, стоил бы 264 фр., т.е. 65 в день, еще и основные музеи по нему бесплатны (правда, только в дни путешествий) и пр. Покупать проездные решили по прилету, причин покупать заранее/в Москве не было – интересовались, но это было не дешевле. Однако, на Ледниковый Экспресс, даже при таком проездном, надо бронировать места в панорамных вагонах, и заранее, стоит 13 фр./место, www.glacierexpress.ch; иначе, в т.ч. при полупустом вагоне это может вылиться в обязательную доплату кондуктору 50+ фр. даже при наличии проездного.

Жилье

Санкт-Моритц/Энгадин

Место позиционируется как сверхдорогое, и, по нашим поискам, таковым и является. Раза в полтора-два, наверное, относительно среднеальпийского уровня. Что интересно, даже при этой очень высокой стоимости, по крайней мере для высокого сезона искать/бронировать жилье надо очень заранее – в ноябре был значительно больший, чем в других аналогичных альпийских ситуациях, процент откликов типа «все занято». Некоторые из откликнувшихся советовали впредь начинать искать не позднее мая-июня. Мы платить много не хотели и были готовы на выселки, т.е. другие, чем Санкт-Моритц, поселки долины Энгадин, но и выселки были также сильно недешевы и уже забиты. В процессе выбора в ноябре были разосланы запросы по адресам, найденным в .pdf-каталогах апартаментов по городкам долины на www.engadin.stmoritz.ch, ну и по турофисам/агентствам, всего около 500. Ответов было порядка 150, абсолютное большинство, 90% - «занято». Тем не менее, хоть и крайне немногочисленные, но варианты апартаментов (однокомнатных двухместных) были, от 1200 фр. за нашу неделю 19-26/02 в центре Санкт-Моритца, до 700 и менее в других городках, например, в Силсе. Но однозначно, заниматься этим надо раньше.

Тут, будучи на тот момент не в лучшей форме, и испугавшись, что вообще пролетим, а с другой стороны, соблазнившись встреченной и показавшейся на безрыбье уже невысокой стоимостью порядка 700 фр. за неделю, я забронировал двухместный апартамент в Сильваплане через компанию Интерхоум. Маленький и весьма скромный, это был один из самых дешевых вариантов, а вариантов по той ситуации вообще было раз-два, и обчелся, все уже было занято, бери последнее. Ранее я избегал любого привлечения турфирм к своим поездкам, но в этот раз от безысходности подумал, а почему бы и нет. К тому же, турфирма как бы швейцарская (Интерхоум – швейцарская по происхождению и головному офису контора), хоть и имеющая/действующая через российский офис. Думалось, может и сойдет. На самом деле, по результатам у меня нет существенных претензий к процедуре/организации в российском офисе Интерхоум (хоть и похожем на другие российские турфирмы со всеми вытекающими). Но продукт (апартаменты) в конечном итоге, оказался очень дорогой для своего качества или сильно низкокачественный для своей цены. Да и абсолютное качество этих апартаментов под Санкт-Моритцем было, пожалуй, самым низким из всех апартаментов за последние годы … Интерхоум, наверное, не самый плохой представитель своего класса турфирм, и желаю ему успехов, но тогда все же м.б. поторопился я, надо было копать еще, и нашелся бы, думаю, получше вариант напрямую, без агентства, за сравнимые деньги, но поприличнее. Но тогда я поторопился, заплатил задаток, и оказался т.о. связан. Одновременно, приключилось изменение и у нас – группа увеличилась с 2-х до 3-х чел. Это потребовало перебронирования. Пришлось искать новый вариант, причем уже строго в рамках интерхоумовских вариантов (чтобы не пропал задаток), что достижимое за те же деньги качество, думаю, еще понизило дополнительно. Более-менее подошел вариант около 1000 фр. за неделю за двухкомнатные апартаменты в Мадулайне, поселке в получасе езды вниз по долине от Санкт-Моритца, в резиденции Кеса Бурселла (Chesa Bursella), при желании можно найти на сайте курорта. Но интересного и предпочтительного ничего в нем нет, так что рекомендовать не могу. А так нравились Понтрезина (где публичный аквакомплекс) и еще Силс-Сильваплана, но там у Интерхоума было заметно дороже.

Церматт

С Церматтом все уже было по обычной схеме и вполне удачно. Правда, в сети каталогов и списков апартаментов региона что-то не нашлось, по крайней мере сразу, и пришлось «почитать» сайт Церматта www.zermatt.ch. Вычиталось адресов 200 апартаментов (тех, что поскромнее, *** и менее), из них пара десятков в Таше и десяток в Ранде (соответственно ближних и дальних выселках). Ответили около половины, опять же абсолютное большинство в ноябре уже «занято». Двухкомнатные апартаменты в Таше стоили 500-800 фр. за нашу неделю, 26/02-05/03. В Церматте жилье было сильно дороже, в среднем, раза в три, от 1500 фр., минимально было какое-то одно нечто за 1200 фр. К тому же было не совсем понятно, за что переплачивать в случае Церматта. В результате, для экономии без существенной потери качества был выбран Таш. С раннего утра допоздна Таш – Церматт (в центр/к автобусным остановкам) ходит очень частый поезд-челнок, идет 12 мин., так что было вполне. Ранда была не сильно дешевле Таша, а оттуда уже транспорт был заметно дольше, реже, и выходил дороже. В Таше мы остановились на Хаус Альпентраум (Haus Alpentraum), описание можно смотреть на сайте Церматта (резиденция с точно таким же именем есть и в Ранде, и она тоже присутствует на сайте, но это другая). Стоила 70 фр. в день, 490 фр. за все + курсбор 2,10 фр.*3*7 =44 фр. Уборка и не оговаривалась, и потом хозяева за нее ничего не взяли, хотя и мы оставили апартаменты в порядке. В 5 мин пешком до ж/д станции. Как ближайшая альтернатива был Моргенрот (www.hausmorgenrot.ch), по 100 фр. в день (но уборка включена). Нюансов у Хаус Альпентраум было два: во-первых, хозяйка фрау Саммерматтер совсем не говорила по-английски, т.е. вообще ни слова, приходилось и писать, и звонить, и потом по приезду общаться на немецком; во-вторых, оплату она хотела наличными по приезду, а формально требованием консульства на визу была предоплата. Мы тогда рискнули, и в консульство подавались с подтверждением этого жилья без слов о предоплате, и это сошло (но, надо иметь в виду, что в нашем случае для консульства мы имели три других проживания предоплаченными 100%, кучу разных виз ранее, и запасной вариант на случай если швейцарцы не дадут визу). Резиденцией и апартаментами в Таше мы впоследствии остались полностью удовлетворены.

Турофисы и Энгадина, и Церматта/Таша присылали варианты посредственные, не стоит на них особо рассчитывать.

Цюрих, Берн

По городам, на booking.com было выбрано и забронировано по паре номеров в отелях: Ибис в Цюрихе в 10 мин от аэропорта (хотя достаточно далеко от него, не слышно; гостиница-аэропорт ходит бесплатный автобус-челнок, очень часто и с раннего утра допоздна; приличные, сравнимые отели в самом городе недалеко от ж/д вокзала стоили в 2+ раз дороже) по 91/94 фр. за одно-/двухместный номер за ночь, и Метрополь в центре Берна недалеко от ж/д вокзала по 106/140 фр. аналогично.

Виза

Особых нюансов не было, некоторые моменты по жилью уже упомянуты выше. Запомнилась бестолковостью в высылке подтверждения гостиница Ибис – до них никак не доходило, что нам нужно для консульства подтверждение с прописанными именами-паспортами. Пока не отправил им набранное за них подтверждение, и три раза не позвонил, и не пригрозил головным офисом и пр., дело не решилось. Сетевой отель, любое отклонение от стандарта – проблема. С Метрополем нормально решилось на уровне высылки примера подтверждения из предыдущих поездок. Хаус Альпентраум своего бланка не имел, и я составил за них текст полностью, чтобы осталось только подписать/пропечатать, а вместо заголовка бланка использовал название резиденции, ее адрес, тел./факс и email. Стоила виза 77 фр. + 3 фр. сбор банка + спецкурс франка по 32,30 р., + 250 р. звонок на запись. Очереди не было, вопросов при подаче тоже, все четко и быстро.

Страховка

Росно Райдер около 450 р., сувениры-гостинцы.

Поездка

18/02 Москва-Цюрих

Спокойно пообедали (вылет в 16.55), подъехало такси (Мартекс, универсал для лыж дороже на 100 р., и заказывать надо заранее; поразмыслив, тогда же заказал и такси на встречу - вызвать по прилету универсал, сказали, может быть проблемой, - их не так много в парке, - но оговорив, что будут ждать моего звонка в диспетчерскую, и по звонку встречающее авто, ожидающее за шлагбаумом, подъедет к аэропорту, - тогда не надо платить парковку), погрузились и поехали. В Москве стояли солнечные дни с небольшим морозцем, и прогноз на ближайшие пару недель был такой же, прямо жаль улетать было.

Знакомый ЭйрБерлин, все нормально. Из-за перевеса, маленького в этот раз чемодана, да и на всякий случай с учетом перекладного рейса и короткой пересадки взял ботинки и г/л одежду в той же сумке с собой – прошло без каких-либо вопросов. Между прочим, сумка, если мне память не изменяет, в результате тянула на 8,5 кг, да еще рюкзак с бумажками и пр… При сдаче лыж/багажа обратили внимание оператора, чтобы не забыла прилепить на них соответствующие трансферные бирки (что-то типа fast track), по некоторым данным вроде бы ускоряющие обработку багажа и уменьшающие вероятность его неуспевания на второй рейс. Через три часа сели в Берлине а/п Тегель. Второй рейс Тегель – Цюрих, между рейсами на все про все 1 час 25 мин. В Москве несколько переживалось по этому поводу, хватит ли времени на погранконтроль и пр. Вполне хватает. Самолеты ЭйрБерлина из Москвы, правда прилетают, в терминал С аэропорта, тогда как на Цюрих и, видимо, др. Европу отправка из A, B, но между терминалами от силы 200 м., пешком весь путь минут 5-10. Места наши в самолете были таковы, что погранконтроль по прилету мы проходили одними из последних, но вполне отлично, с запасом, успели и на второй рейс. Даже торопиться в таких случаях особо не надо. Можно даже перекурить пару минут при пересадке т.к. в одном месте от терминала к терминалу надо идти улицей/крытой галереей. В общем, перекладные через Тегель рейсы ЭйрБерлина – вполне нормально, все рассчитано с запасом и можно пользоваться. Еще 1 час 20 мин. до Цюриха. Прилетели, получили. Остановка челнока от Ибиса почти у дверей зала прилета. Микроавтобус подошел быстро, с прицепом – будкой для лыж и багажа. Интересно, что водителем был парень лет 30 из Нальчика, «изучавший здесь язык» :) последние несколько лет.

Цюрих, комната для курения в аэропорту

Въехали. Номера небольшие, но вполне хорошие внутри. Фото не осталось, но было вполне комфортабельно. На первом этаже бар- кафе-ресторан, но не пошли. Вместо этого я, по наводке стойки, немного прогулялся по округе и сходил в расположенный недалеко магазинчик, похоже круглосуточный, на близлежащей АЗС. Найти его просто: из отеля до улицы (из дверей направо за угол и прямо), затем налево по улице минут 3-5. Хороший выбор вин и пива, хлеб, нарезки и др. гастрономия, одним словом, минимаркет, + кафетерий. Закупил там вина и пр., параллельно решив, что это неплохое место для завтрака. По возвращении в гостиницу запомнилось собрание мотоциклов на стоянке оной. Отпраздновали прибытие, и спать.

Цюрих, гостиница Ибис Цюрих Мессе Аэропорт Отель Цюрих, мотоцикл у дверей Ибис Цюрих Мессе Аэропорт Отель, продается за 22 000 франков; ночью мотоциклов было несколько, красивых и, вероятно, дорогих

19/02 Цюрих

Спокойно непоздно проснулись, сходили позавтракать в упомянутый кафетерий на АЗС, хороший недорогой завтрак, вариант дешевле, чем если бы взяли отельный. Район гостиницы сегодня совершенно безлюдный; обычно же, видимо, деловой. Большие здания из стекла и металла, на вид абсолютно пустые. Солнечно. Тем же бесплатным миниавтобусом-челноком отеля поехали обратно в аэропорт. Выгрузились приблизительно там же, откуда и уезжали, и пошли брать авто.

Откуда авто? Дело в том, что за небольшое время до поездки, когда все было уже определено, одному из членов нашей маленькой группы внезапно возникла абсолютная необходимость в течение нашей первой недели катания быть по делам на день в Италии. Ну позарез. Под это дело пришлось заказать авто, с оплатой его компанией члена группы, и получением авто в а/п Цюриха на след. день после прилета и сдачей в Санкт-Моритце в конце первой недели катания. Это авто, класса Фольксваген Гольф, мы и ехали получать в Европкар в аэропорту. Вместо Гольфа выдали красивую черную Ауди А3 с пробегом 4 тыс. км., практически, новую. Правда, без GPS (его, впрочем, и не заказывали). В аэропорту мы поукладывались в Ауди, по моей оценке, данное авто на троих с г/л багажом максимум, но в город на нем решили не ездить из-за дороговизны парковок (в Цюрихе - очень дорогие), и вообще поездом проще, около 15 мин.

Вообще, изначально я планировал поездку без авто, и первично идея была брать 4-х-дневный Свисс Пасс, включавший в себя в первый день транспортировку из а/п в Цюрих, поездки по городу, а также музеи, а главное, проезд Цюрих – Санкт-Моритц и там в тот вечер. Багаж при этом мыслилось или бросить в КХ на ж/д вокзале Цюриха за небольшие деньги, или вообще оставить бесплатно в Ибисе (правда, тогда надо было бы за ним возвращаться). Такой путь (скорее, с КХ ж/д вокзала Цюриха) является, вообще говоря, оптимальным для поездки без авто, оптимальной в свою очередь. Смотрел тогда использование швейцарской системы транспортировки багажа для сдачи багажа с утра и доставки его SBB прямо в Санкт-Моритц, но это уперлось в раннее закрытие багажного офиса в Санкт-Моритце, приводящего к более раннему выезду из Цюриха и соответственно, недостаточному времени на осмотр города. Однако, у нас получилось авто, поэтому основная функция Свисс Пасса на первый день оказалась ненужной, и надо было брать его на 3 дня. А в первый день ездить в Цюрих и обратно так. Соответственно, в аэропорту приобрели по «тагескарте» (TagesKarte, 12,80 фр., однодневный городской проездной на весь транспорт Цюриха включая из/до аэропорта), да и сразу по трехдневному Свисс Пассу. Этот проездной в варианте Свисс Сейвер Флекси Пасс стоил в результате по 216 (66 в день) фр. на чел. Наш вариант был для групп пассажиров 2-5 чел., путешествующих вместе; в проездном три клетки для дат: дни поездок можно не фиксировать заранее, но путешествуя в к.-л. день, необходимо иметь соответствующую клетку заполненной текущей датой, иначе – штраф.

В целом, при осмотре города Цюриха, мы следовали прекрасной схеме http://zurichguide.ru/hours.php и варианту однодневного маршрута. От вокзала по Банхофштрассе. Улица магазинов, ресторанов, банков. Хотя внешне все выглядит довольно немасштабно. Время от времени встречаются нетривиальные уличные артефакты современного стиля. По ходу посетили на Банхофштрассе самое известное местное кафе-кондитерскую Шпрюнгли, где вытянув ноги за столиком на улице, мы отведали под кофе/шоколад знаменитые (совсем малюсенькие) пирожные Люксембургли.

Не буду перечислять впечатления от всех достопримечательностей Цюриха при осмотре согласно упомянутому маршруту, и вообще это субъективно, замечу только, что меня самые большие башенные часы не особенно поразили, и вообще, город посмотреть было в какой-то степени интересно, но ничего особенно не ошеломило и не тронуло (хотя еще раз, дело это сугубо индивидуальное). За единственным, пожалуй, исключением: витражи Шагала в соборе Гроссмюнстер. Естественный солнечный свет снаружи дает какие-то особенные краски, плюс нечеткие контуры, композиция, подбор самих красок и пр. Если бы попал в Цюрих еще, то единственное, на что я сходил бы посмотреть еще раз – эти витражи. Откровенно говоря, при отъезде из Цюриха приходила мысль, что лучше бы я полдня просидел в Гроссмюнстер, чем гулять по городу. Фото там внутри запрещено. По улицам и пр. Цюрих, конечно, солиден, но сероватый город. Озеро и набережная вообще никакие. В городе всегда было (и много есть сейчас) русских. По ходу дела, у речки, можно найти художественно-арт. мастерские, магазины милых сувениров и предметов искусства. По окончании маршрута, последней точкой коего для нас стал кафе бар, где старик Крупский вынашивал планы, посетили Кунстхаус, местный художественный музей, 14 фр. Внимательно осмотрели. Хорошая коллекция импрессионистов.

Цюрих, часть Банхофштрассе, прилегающая к вокзалу (вдали) Цюрих, боковая улица от Банхофштрассе Цюрих, Банхофштрассе, боковая улица Цюрих, торговый центр Елмоли на Банхофштрассе Цюрих, вход в один из банков на Банхофштрассе Цюрих, Банхофштрассе Цюрих, артефакт современного монументального искусства на Банхофштрассе Цюрих, вид вбок от Банхофштрассе Цюрих, витрина цветочного магазина на Банхофштрассе Цюрих, Банхофштрассе Цюрих, уличный монумент и трамвай на Банхофштрассе Цюрих, витрина кондитерской Шпрюнгли на Банхофштрассе Цюрих, Парадеплац ('транспортный узел', - развилка нескольких трамвайных путей) и здание Кредит Свисс за ним Цюрих, переулок и собор Фраумюнстер от кондитерской Шпрюнгли на Банхофштрассе Цюрих, башня собора Фраумюнстер Цюрих, туристско-экскурсионный автобус на площади рядом с Фраумюнстер Цюрих, переулок старого города от Фраумюнстер к церкви св. Петра Цюрих, башня церкви св. Петра и самые большие в Европе башенные часы на ней Цюрих, церковь св. Петра внутри Цюрих, дома старого города в районе церкви св. Петра Цюрих, дом старого города в районе церкви св. Петра Цюрих, церковь св. Петра с башней и самыми большими в Европе башенными часы на ней Цюрих, уличный фонтанчик на площади рядом с церковью св. Петра Цюрих, вид на р. Лиммат и город налево со смотровой площадки на Линденхоф Цюрих, вид на р. Лиммат и город направо со смотровой площадки на Линденхоф Цюрих, вид на р. Лиммат, город, и комплекс Цюрихского университета, со смотровой площадки на Линденхоф Цюрих, маленький сквер рядом с Линденхоф Цюрих, Линденхофштрассе Цюрих, город, р. Лиммат и на переднем плане въезд/выезд парковки Урания рядом с Линденхофштрассе Цюрих, улица старого города в районе Линденхоф Цюрих, кормушка для птиц в районе Линденхоф; верхняя часть конструктивно мала для голубей, т.ч. достается и воробьям Цюрих, детская площадка в районе Линденхоф Цюрих, витрина магазина оригинальных поделок из корней в районе Вайнплац Цюрих, речная набережная и собор Гроссмюнстер вдали, от Линденхоф Цюрих, настенная живопись на речной набережной в районе Линденхоф Цюрих, мост через р. Лиммат в районе Линденхоф Цюрих, речная набережная и собор Гроссмюнстер, с моста у Вайнплац Цюрих, отель Шторхен на Вайнплац Цюрих, набережная и мост через р. Лиммат в районе Фраумюнстер (башня справа) - Вассеркирхе (слева) Цюрих, скромное здание кантонального УВД (возможно, в прошлом) на мосту Ратуши Цюрих, собор Гроссмюнстер, вид с другого берега р. Лиммат Цюрих, устье реки Лиммат, за мостом - Цюрихское озеро Цюрих, церковь Вассеркирхе Цюрих, вид на набережную р. Лиммат и мост у Вайнплац, с моста от Фраумюнстер к Гроссмюнстер Цюрих, вид на собор Фраумюнстер и мост через р. Лиммат, от Гроссмюнстер Цюрих, кафе-бар Одеон, где старик Крупский вынашивал планы Цюрих, вид на Цюрихское озеро с набережной Цюрих, вид прямо с набережной Цюрихского озера Цюрих, набережная Цюрихского озера, вид налево Цюрих, устье р. Лиммат и город с набережной Цюрихского озера

От музея трамвай по тагескарте на вокзал, там в кафе отобедали, и далее в аэропорт, к нашему авто. При выезде заблудились, сбились, и вынужденно следуя куда-то, попали обратно, прямо в центр Цюриха. На ходу потеряли ориентацию абсолютно, а ведь не остановишься. В центре, игнорируя уже приличия, неразрешенность парковки и пр., встали на аварийке где-то на тротуаре. Пришлось обратиться к одному из немногочисленных уже в поздний час прохожих с дурацким вопросом не подскажете ли как проехать в Санкт-Моритц, и вообще как отсюда, черт возьми, выбраться. Вопрошенный хороший человек достал GPS-смартфон, и посоветовал локально туда-то, а дальше «по указателям на Кур». Так и выбрались. Дорога до Санкт-Моритца была длинной, но не сказать, что сильно утомила. Поехали мы из аэропорта Цюриха около 21, приехали в Санкт-Моритц часа в 2-3, но значительное время отняли шарахания по Цюриху. Перевал был чистый (повезло – позднее был снег), забрали в Санкт-Моритце в Интерхоум (холл офиса открыт круглосуточно, в нем что-то типа камеры хранения с ячейками для ключей заезжантов, ячейка открывается кодом, которое агентство сообщит при бронировании) конверт с ключами и документами, мило обклеенный шоколадками-сердечками, добрались до Мадулайна. Резиденция довольно далеко от ж/д станции и автобуса – минут 10 пешком. Въехали, первое впечатление от апартаментов – ндааа ... За такие деньги и такое постельное белье …

Энгадин, вид на Мадулайн и верхнюю часть долины, от нашей резиденции Кеса Бурселла Энгадин, Мадулайн, наша резиденция Кеса Бурселла

20/02 Корвилья

Катание начать решили с основного домашнего региона Санкт-Моритца – Корвильи, что над над Санкт-Моритц Дорф. Вообще, Санкт-Моритц состоит из двух отдельных частей, - Бада и Дорфа; при этом Дорф и есть собственно городок Санкт-Моритц, а относительно маленький Бад состоит из нескольких комплексов многозвездных отелей типа Кемпински. Поехали, в общем-то, нерано. Проезжая по берегу под Дорфом, видели на озере лошадок и известные здесь как специальная местная достопримечательность скачки на льду. Вечером мы нашли, что это был последний день таких ежегодных скачек. Издалека, однако, выглядело это не очень зрелищно – группка шатров/загонов и маленький круг посреди большого озера, горстка людей. Возможно, вблизи это было бы и интересно, хотя, наверное, все равно на любителя. Тем не менее, я бы сходил посмотреть, но, как и другие такие события, скачки были днем, а дневное катальное время при небольшом количестве дней терять не хотелось. Поэтому скачки, как и другие подобные мероприятия (коих, впрочем, выпало на наше время немного), пришлось проигнорировать.

Заехали в Дорф. Самая ближняя к подъемнику (совсем рядом) парковка – многоэтажная на Шулеплац, день нам обошелся в 12,50 фр. Купили скипассы на всю долину на 6 дней, включены все автобусы/поезда, 358 фр. + залог 10 фр.

Полезли вверх. Не видно ничего - идет плотный снег. Пухляк, конечно, но видимость, в основном, наощупь. Тем не менее, обкатали ознакомительно весь регион. Начав с Пиц Найр. При спуске с ледника попалась неплохая горка-контруклон, требующая хорошего разгона, и перед горкой прилично вжимает компрессия. Вообще, здесь много контруклонов, а также косых уклонов. Где-то там же меня потянуло и на локальный оффпист (лыжи не те, но пухляк заманил), с последовавшим вскоре кувырком через голову. Уклон там был большой, но отрезок крутяка недлинный, а снега много, поэтому кувыркаться в пухе было весело, и я даже, помнится, смеялся при этом от удовольствия :) В общем, сложный был по погоде день, но в целом, все же приятно тут в Корвилье было кататься: трассы преимущественно легкие, бугров почти нет, народа, особенно по бокам зоны, было немного. От окончания спуска (приводит непосредственно в городок) до парковки/подъемника надо немного пройти пешком, и несколько удивило, что встреченная тут прохожая девушка на вопрос «где здесь подъемник?» отвечала «не знаю, кажется, где-то тут» притом, что подъемник был в 100 метрах.

Вечером надо было еще посетить местный турофис, - набрать инфоматериалов/расписаний и пр., узнать, где бы нам сейчас продуктов купить (было воскресенье, поэтому это было нетривиально – например, супермаркет основной сети КООП на Шулеплац был закрыт) и др. Турофисов в Санкт-Моритц Дорф два – основной рядом с Шулеплац недалеко от подъемника и парковки, и дополнительный на ж/д вокзале. Основной турофис был закрыт и пришлось идти вниз, к дополнительному (Дорф расположен ступенями на склоне горы; подъемник и Шулеплац наверху, ж/д и вокзал внизу под городком). Вообще, это довольно далеко туда шлепать, хотя и под горку, но было не зря - получили хорошую информацию. Девушка нам подсказала, что в воскресенье вечером продукты можно найти в минимаркете на АЗС недалеко от круга, в направлении от Шулеплац на Бад, а вообще, узнав, что мы располагаемся в Мадулайне, посоветовала как оптимальный вариант в дальнейшем закупаться в КООПе Цуоца, поселка рядом с Мадулайном, дала разных карт, расписаний и пр. Обратно сели в автобус возле вокзала и доехали до парковки на нем, иначе трудновато было бы после дня катания долго шлепать вверх к Шулеплац. Первое мимолетное впечатление от Санкт-Моритц-Дорф: довольно маленький городок, довольно непубличный и негуляльный – все по отелям, видимо. Магазины разные люксовые на паре центральных улочек в наличии, но не сказать, что их много. Продуктовый магазинчик при АЗС оказался приемлемый, хотя закупиться если только на дотянуть до открытия нормального КООПа – выбор небогат. Уехали домой. Местное пиво, в т.ч. считающаяся здесь аутентичной и премиум Каланда, не ахти. Кстати, и в дальнейшем дегустация различных сортов оставила о Швейцарии впечатление как о не самой подходящей по пиву стране. На мой вкус, вина белые местные неплохие, а пиво так себе.

21/02 Корватш

Поехали в Корватш. Местные шоссе, как правило, однорядные, поэтому возможны их перегрузки (изредка, впрочем) – попали по дороге в пробку в районе Понтрезины, на 15-20 мин. Проезжая Санкт-Моритц-Дорф, заехали в офис Интерхоума, где заплатил курсбор 1,60*3*7=33,60 и договорился, что при выезде ключи оставим в апартаментах, т.к. уезжали мы из Энгадина на Ледниковом Экспрессе довольно рано (поезд был в 9.02), и визит в Интерхоум утром выезда нам был неудобен (Интерхоум в городке наверху, мин 10-15 от ж/д вокзала). Прошелся насчет минимального качества наших апартаментов, но там и так это знали. В целом, однако, сервис собственно офиса Интерхоума в Санкт-Моритце был хороший, вежливый и доброжелательный. Дали лампочку взамен одной неработавшей в наших апартаментах, обнаруженной нами при въездной проверке.

Корватш. Машину оставили на ближайшей к подъемнику (рядом) крытой парковке, день 6.50. При подъезде была еще одна парковка, на улице и заметно дешевле, но оттуда надо было немного идти. Сначала ледник, потом весь регион. Последний представляется как немного поменьше Корвильи, плюс сегодня мы пораньше, так что обкатали плотно. Впечатления, в т.ч. от склонов, в целом, те же, что и вчера. Чуть посложнее здесь, может быть. Так же по бокам региона народу поменьше, посвободнее, хотя и в центре, в общем, немного. Наверху опять лепит снег, видимость никакая с редкими просветлениями. Ниже снега нет, но темно, не разгонишься. Обнаружилось, что здесь (особенно над Силсом) много возможностей и внетрассового катания! В том числе по типу рядом с трассами. Что было для меня как-то неожиданно и удивительно. Не ожидалось такого изобилия возможностей фрирайда, по крайней мере, местного, от лакированного топ-курорта, как-то оный мыслился на 99% трассовым в зонах катания. Полезли, конечно, локально, где-то в районе бугеля Куртинелла, и с удовольствием катнулись справа от бугеля по ходу и т.д. Но было темно, незнакомый рельеф не видно, не пошло. Второе, что заметно: склоны хорошие даже в конце дня. Обнаружился неплохой карвинговый над Силсом. Правда, там часто детишки (где-то тут гнездится школа), но отдельно и безопасно. Вообще, Силс м.б. и оптимальным базовым размещением для Энгадина. Озирая Силс и его окрестности на перекусе, вспомнил как читал, что Ницше живал именно здесь, в Силсе (правда, обычно летом), а ведь был не дурак. Интересный спуск вниз в Корватш (это часть освещаемой в темное время трассы, интересной и на всем протяжении, сверху).

Энгадин, Корватш, трасса Зурлей вблизи нижней станции четырехкресла Альп Зурлей Энгадин, Корватш, кафе рядом с нижней станцией четырехкресла Альп Зурлей Энгадин, Корватш, вид на горы налево от кафе у нижней станции четырехкресла Альп Зурлей в редкий момент просветления Энгадин, Корватш, вид на Силс, окружающие его озера и горы противоположной стороны долины, и нижнюю часть бугеля Гриалетш Энгадин, Корватш, вид на озеро Силс и в направлении перевала Малойя, от средней станции Фуртшеллас Энгадин, Корватш, отличная, хотя короткая, карвинговая трасса рядом с бугелем Гриалетш - единственное место, где удалось погонять в тот пасмурный день Энгадин, Корватш, вид на озеро Сильваплана от средней станции Фуртшеллас

Вечером по дороге обратно надо было еще заехать за нормальными продуктами в КООП в Цуоце - еле успели закупиться: закрывается в 18.30, довольно рано. Тем не менее, успели закупиться практически на всю неделю. При КООПе бесплатная парковка для покупателей, с лифтом в магазин. Магазин большой, хороший.

22/02 Лагальб-Дьяволецца

Поехали обкатать последний из трех основных регионов Энгадина – Дьяволеццу/Лагальб. В Понтрезине, после которой мы насовсем распрощались с авто, пересели на поезд, который оказался Бернина Экспрессом, панорамным туристско-экскурсионным поездом, аналогичным Ледниковому Экспрессу, хотя и не столь знаменитым и с маршрутом сильно короче (но не факт, что менее интересным); идет, соответственно, через перевал Бернина, в сторону Италии. В поездах такого типа есть и обычные, непанорамные вагоны, обзор похуже, хотя тоже некоторый есть. Как выяснилось, поначалу сели в неправильный для нас вагон, в панорамный, - второй класс и второй :), - и пристал кондуктор: дескать, обычным, не бронировавшим места заранее пассажирам в панорамном нельзя, иначе 50 фр. доплата. Ну ладно, перешли в обычный вагон (первый в составе), тоже что-то видно. Очень красива была начальная часть маршрута Бернина Экспресса, жаль, что недолго было нам ехать, минут 20. Когда подъезжали, пришлось возвращаться за лыжами в панорамный, и в результате не успели сойти и проехали вместо Дьяволеццы в Лагальб, следующую остановку и вторую часть данного региона.

Энгадин, обычный (непанорамный) вагон Бернина Экспресса Энгадин, вид региона катания Лагальб при подъезде к нему на Бернина Экспрессе Энгадин, вид из окна Бернина Экспресса при подъезде к Лагальбу Энгадин, вид из окна Бернина Экспресса при подъезде к Лагальбу Энгадин, вид региона катания Лагальб при подъезде к нему на Бернина Экспрессе Энгадин, поезд Бернина Экспресс на станции Лагальб Энгадин, полустанок Лагальб Энгадин, поезд Бернина Экспресс на станции Лагальб

Приехали в глубокие снега. Рюкзаки/сумки с обычной обувью повесили на стойку лыж у подъемника. В Лагальбе нам очень понравилось, и мы прокатались здесь большую часть дня. Большую часть времени проглядывало солнце, не очень многочисленные (прямо скажем, малочисленные, – всего несколько) но широкие немноголюдные красно-черные трассы очень хороши были для карвинга. Большую часть времени в тот день, с исключительным удовольствием, я гонял по трассам. Трассы, их подготовка и количество катающихся допускали высокие скорости. Очень хороший был и цикл вагона - 15 мин, и подъемы-спуски удавалось делать практически непрерывно. Склоны (но именно в Лагальбе, не в Дьяволецце) были отличными по состоянию до конца дня. Иногда поддувало, но мало. Вообще, наверное, лучшее катание в Энгадине мне выпало в тот день в Лагальбе. Но также опять очень неожиданно удивительно и приятно, что слева-справа отличные обширные возможности для оффписта по типу рядом с трассами! Снег свежий, очень пухлый и глубокий, еще бы, после 2+ дней снегопада ... При этом солнце, все видно, а не как вчера-позавчера в полутьме. Долго я облизывался, - лыжи совсем не широкие, - но все же не выдержал и полез катать местный фрирайд. Ух, хорошо было. При пухляке по колено+ еще и склоны в основном крутые и широкие, и из-за немногочисленности катающих целину вплоть до конца дня куски есть нераскатанные, да и вообще не сказать, что убито все … И это рядом с трассами, а так тут, судя по табличкам off piste – own risk сверху во все стороны можно … Особенно интересно сверху в сторону Ла Рёза, м.б. Вообще, кстати, в Санкт-Моритце потом обнаружился выбор фрирайд-программ с гидами, причем не сказать, чтобы очень дорогих – самый дешевый фрирайд камп (правда, в очень немногочисленные даты) 89 фр./чел., «маленькое» хели(!)-ски бэккантри 220 фр./чел (от 3-х!), полноразмерное на день 460 фр./чел (то же). Однако, наблюдение по Энгадину в целом и Лагальбу в частности: вообще-то здесь преобладают прогулочно-отдыхательно катающиеся, хорошо катающихся мало, фрирайдеров почти не видно.

Энгадин, Лагальб, вблизи нижней станции подъемника, вид вверх по долине Энгадин, Лагальб, вид от верхней станции подъемника в направлении Ла Рёза, туда также возможен оффпист Энгадин, Лагальб, вид от верхней станции подъемника, где-то за горами Ливиньо Энгадин, Лагальб, вид на перевал Бернина и озеро Лаго Бьянко от верхней станции подъемника Энгадин, Лагальб, нижняя станция подъемника Энгадин, Лагальб, вид на регион катания от нижней станции подъемника Энгадин, Лагальб, вид на трассы, долину и нижнюю часть Дьяволеццы при оффписте правее трасс Энгадин, Лагальб, возможности оффписта вокруг трасс в верхней части горы Энгадин, Лагальб, большие нераскатанные даже в 5 часов вечера куски для оффписта правее трасс Энгадин, Лагальб, вид вверх при оффписте правее трасс Энгадин, Лагальб, вид направо при оффписте правее трасс; вообще, уклон порядочный, как, в среднем, и в других местах оффписта здесь

В конце дня ушли на Дьяволеццу. Правильно, что откатали сегодня почти все время не тут. Дьяволецца – северная экспозиция, вверху ледник. Сейчас здесь темно и холодно. Причем трасс опять же всего 2-3. Представляют интерес в конце марта-мае, когда в других региона Энгадина уже катание плохое, а здесь ледник и еще ничего. Но тогда сильно тесно, наверное. Сейчас же никого, практически, нет: все в Корвилье/Корватше и Лагальбе. Также, в любое время Дьяволецца представляет интерес из-за оффпист маршрута 10 км по леднику, но к этому надо быть готовым. Причем, окончание маршрута очень удобное – возле ж/д станции Мортератш. Ледник и этот маршрут соблазнял. Глаз я него положил, но никак не получалось – маршрут был закрыт, я был один, а на закрытый ледник, в погоду не ахти, одному и без снаряжения лезть не надо, как бы ни хотелось. Вообще, прохождение и прелести этого маршрута упомянуты и показаны здесь - http://www.ski.ru/static/183/2_36110_full.html, кстати, вообще хорошая ссылка. Так что катался по трассам. Довольно средненько. Температура была -5, дуло и переметы по обледеневшим трассам, особенно по никакой, в общем-то, черной. Красные в нижней половине были хороши. И здесь встречаются т.н. «косые» трассы, с уклоном поперек движения, - хорошая проверка уровня катания, и контруклоны. Также, совсем специфический интерес Дьяволецца представляет из-за большого ледопада – известного места соревнований ледолазов, прямо под/рядом с подъемником. Утверждается, что 100 м высотой, хотя выглядит покороче.

Энгадин, Дьяволецца, вид на истоки ледника с гребня недалеко от верхней станции вагона Энгадин, Дьяволецца, вид на ледник в верхней его части, с гребня от верхней станции вагона; там начинается интересный 10 км оффпист-маршрут по леднику Мортератш Энгадин, Дьяволецца, на гребне от верхней станции вагона к Сасс Куидер Энгадин, Дьяволецца, пустое в это время сезона и погоду кафе-ресторан рядом с верхней станцией вагона Энгадин, Дьяволецца, нижняя станция подъемника Энгадин, Дьяволецца, вид вниз по долине от нижней станции подъемника Энгадин, Дьяволецца, птица Энгадин, Дьяволецца, вид на трассы от нижней станции подъемника

Дальше

Стр. 1 2 3 4 5 6 7


Hosted by uCoz